Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Савин

К.и.н., Институт Востоковедения РАН, эксперт РСМД

Этническая репатриация, как правило, имеет своей целью не просто увеличение числа граждан, но и социальную и культурную интеграцию переселенцев в новую для них страну, что необходимо для укрепления ее внутренней стабильности. Побудительной мотивацией к этому служат этническая идентичность или общие исторические ценности. Россия, реализующая программу возвращения соотечественников, нуждается в обобщении и изучении подобного опыта других стран, в частности, опыта осуществления программы этнической репатриации казахов в постсоветском Казахстане.

Этническая репатриация, как правило, имеет своей целью не просто увеличение числа граждан, но и социальную и культурную интеграцию переселенцев в новую для них страну, что необходимо для укрепления ее внутренней стабильности. Побудительной мотивацией к этому служат этническая идентичность или общие исторические ценности. Россия, реализующая программу возвращения соотечественников, нуждается в обобщении и изучении подобного опыта других стран, в частности, опыта осуществления программы этнической репатриации казахов в постсоветском Казахстане.

В 2007 г. началась реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Предполагалось, что ее участниками станут сотни тысяч людей из стран ближнего зарубежья, для которых Россия, русская культура и русский язык остаются значимыми понятиями. Тем не менее при определении перечня субъектов программы категория этнической принадлежности не использовалась. За пять лет реализации программы (2007–2011 гг.) в Россию переселилось 62590 человек, из них в 2011 г. – 31459. В то же время за период с 1992 г. только из Казахстана в Россию переселилось не менее миллиона человек, в большинстве своем – русские. Очевидно, что дело не в нежелании соотечественников возвращаться на родину.

В связи с этим закономерен интерес России к опыту Казахстана, который на протяжении двадцати лет проводит политику репатриации этнических казахов на родину. За счет чего же удалось обеспечить переезд в постсоветский Казахстан сотен тысяч репатриантов – оралманов?

Задачи и решения

Сразу после обретения независимости перед новым казахстанским правительством встала задача изменения социально-демографических тенденций, наметившихся в последние годы. Необходимо было преодолеть отток и сокращение численности населения, а также повысить долю казахов в его составе. Кроме того, в идеологической кампании, направленной на легитимацию новой власти, определенное место занимало стремление восстановить историческую справедливость по отношению к тем казахам, которые в результате социальных катаклизмов начала XX в. покинули – добровольно или вынужденно – родину.

Этническая репатриация представала одновременно символическим актом восстановления исторической справедливости, что укрепляло восприятие нового правительства как руководства, действующего, прежде всего, в интересах казахов, и важным инструментом восполнения миграционного оттока и изменения демографического баланса в пользу казахов. Кроме того, приезд этнических казахов из-за рубежа был призван увеличить число носителей казахского языка и культуры, что изменило бы и социально-культурный облик страны.

Во всяком случае, именно в таком ключе рассматривается этническая эмиграция в Казахстан в официальных документах: «Как результат возврата этнических казахов на историческую родину рассматриваются увеличение численности и естественного прироста населения, оздоровление демографической ситуации в стране» (). «Привлечение и содействие интеграции оралманов в социальную среду нашего общества нацелено на то, чтобы сохранить национальную идентичность, а также на восстановление исторической справедливости – воссоединения с народом, сохранения национальной культуры и языка» (из Доклада Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан «О соблюдении прав беженцев и оралманов в Республике Казахстан», 2008 г.)

Сложный маршрут «Светлой перекочевки»

Фото: www.undp.kz
Семинар для оралманов Урджарского
района о необходимых таможенных процедурах
и правилах.

Первая группа казахов-репатриантов из Ирана прибыла в Казахстан в декабре 1991 г. Они были размещены на территории одного из бывших военных городков и устроены на работу. В дальнейшем были приняты Закон «Об иммиграции» (1992), Закон «О миграции населения» (1997), «Концепция репатриации этнических казахов на историческую родину» (1998) и специальная программа «Нурлы кош» («Светлая перекочевка»), рассчитанная на 2009–2011 гг. В этих и других документах была заложена законодательная база и проработаны процедурные моменты реализации программы репатриации. Сами оралманы определялись как «иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан в целях постоянного проживания». Для них были предусмотрены специальные льготы: оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и в освоении новой профессии; выделение квоты для поступления в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования; предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольных организациях, а также учреждениях социальной защиты; перемещение через границу без взимания таможенных платежей и налогов; бесплатный проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества (в том числе скота); выделение средств для приобретения жилья по месту прибытия и выплата единовременных пособий (около 5,7 тыс. долл. на семью из пяти человек); предоставление жилья и участков для занятия полеводством; предоставление кредитов под 4% годовых на 16 лет. В зависимости от возможностей государства квоты иммиграции оралманов менялись из года в год и составляли от 2500 до 20000 семей.

Задача количественного восполнения убыли населения и повышения доли представителей титульной нации до доминирующих 63% в целом решена. К тому же за рубежом Казахстан приобрел имидж государства, привлекательного для миграции, с положительным миграционным балансом.

Первоначально планировалось основную часть оралманов направить в северные области страны для замещения выбывающего европейского и славянского населения, но до 40% переселенцев все равно оказывались там, где им было удобно, – в трудоизбыточных Мангистауской, Алматинской и Южно-Казахстанской областях.

С начала 2012 г. выдача документов на включение желающих в квоту иммиграции оралманов была временно прекращена. Это связано с необходимостью пересмотра порядка выдачи квот по областям, возможно, для обеспечения более сбалансированного распределения оралманов по территории страны.

Неоднозначные итоги

Несмотря на пропагандистские усилия, малоимущие жители Казахстана не видят в оралманах собратьев, возвращающихся домой. Для них оралманы – конкуренты на рынке труда, при распределении социальных субсидий или даже предатели и иждивенцы, покинувшие родину в самое тяжелое для нее время, а теперь приехавшие за своей долей общественного богатства, которое создавалось не их руками.

Главными итогами реализации программы этнической репатриации стали переезд в Казахстан и интеграция (разной степени успешности) в принимающее общество сотен тысяч казахов из разных стран. По разным оценкам, число участников программ иммиграции оралманов колеблется в пределах 400–750 тыс. человек. Некоторые оценки доходят до 700–750 тыс. человек. Кроме того, нужно учитывать, что еще примерно такое же или чуть меньшее число переселенцев приехало в Казахстан вне официальных программ переселения. Это позволило президенту страны заявить осенью 2009 г., что за последние двадцать лет в Казахстан вернулось около миллиона оралманов. Таким образом, можно говорить о том, что задача количественного восполнения убыли населения и повышения доли представителей титульной нации до доминирующих 63% в целом решена. К тому же за рубежом Казахстан приобрел имидж государства, привлекательного для миграции, с положительным миграционным балансом.

Вместе с тем качественные итоги реализации программы переселения выглядят не столь однозначно: с одной стороны, возросло число жителей, говорящих на казахском языке и референтных к казахской культуре. С другой стороны, выяснились существенные социокультурные отличия оралманов не только от казахстанцев русского происхождения, но и от собственно казахов. Оралманы, во-первых, сохранили архаичные для современного казахского общества языковые и социальные нормы, во-вторых, переняли некоторые черты тех народов, среди которых жили, что для Казахстана начала XXI в. выглядит странно. Не менее, если не более, важен тот факт, что они оказались нечувствительны к тому социально-культурному консенсусу, который сложился в Казахстане за последние семьдесят лет. В основе этого консенсуса – многоязычие, интернационализм и другие общие ценности, пришедшие из советской эпохи. Для оралманов важнее и действеннее оказались другие механизмы мобилизации и социальной солидарности, в частности, опора на родственников, единоверцев и соплеменников. Неслучайно, на протяжении всего срока действия программ репатриации ее участники и «казахстанские» казахи были вовлечены в ожесточенные дискуссии и становились объектами взаимных обвинений в русификации и модернизации, с одной стороны, и в архаизации и китаизации (иранизации, афганизации и т.д.) – с другой.

Фото: alanulan.wordpress.com

Опросы общественного мнения показывают, что, несмотря на пропагандистские усилия, малоимущие жители Казахстана не видят в оралманах собратьев, возвращающихся домой. Для них оралманы – конкуренты на рынке труда, при распределении социальных субсидий или даже предатели и иждивенцы, покинувшие родину в самое тяжелое для нее время, а теперь приехавшие за своей долей общественного богатства, которое создавалось не их руками.

Но даже не это представляется главной проблемой. Значительная часть казахов все-таки испытывает чувство сопричастности к судьбе оралманов, основанное на этнической солидарности, а культурную угрозу от них ощущают скорее русскоязычные казахстанцы. Важнее тот факт, что, будучи в массе своей выходцами из сельских регионов (прежде всего Узбекистана) и имея невысокий уровень образования, они, как правило, ориентированы на неквалифицированный труд в агросекторе и кустарном ремесленничестве. Применение таких навыков по климатическим условиям возможно только в южных областях Казахстана, где нет поливных земель в нужном количестве. Вот и получается, что построенные для оралманов дома на севере и востоке страны пустуют, а безработные оралманы скапливаются в перенаселенных южных регионах.

Нельзя сказать, что возможностей для применения их труда нет, но брать их на работу работодателям невыгодно, поскольку они требуют предоставления всех положенных льгот и соблюдения норм оплаты труда. В сложившихся условиях предпринимателям выгоднее использовать труд гораздо менее требовательных нелегальных мигрантов из Узбекистана. В результате в среде оралманов зреет недовольство действиями властей, которое иногда выливается в социальные конфликты, как это уже было в 2006 г. в районе нелегальной застройки Шанырак в пригороде Алматы. Тогда оралманы столь активно противостояли попыткам властей убрать незаконные постройки, что дело дошло до применения оружия и жертв. По некоторым данным, оралманы сыграли значительную роль и в событиях в Жанаозене в декабре 2011 г. В ходе этих событий они выступали наиболее радикально, отличаясь от остальных протестующих сплоченностью и меньшей лояльностью к власти, которая, по мнению оралманов, их предала.

Очевидно, что апелляция к общей этничности не всегда приводит к появлению общей социальности и укреплению внутренней стабильности страны.

Трудные уроки

Фото: aboluowang.com

Говорить об окончательных итогах этих процессов в Казахстане пока рано. Но самое время попытаться извлечь из казахстанского опыта уроки, полезные для реализации программы возвращения на родину российских соотечественников. Представляется, что этих уроков два.

Первый урок – необходимо избавляться от иллюзий, что знание русского языка и опыт социализации в рамках русской культуры в советский период – достаточные условия для успешной интеграции соотечественников в современную российскую реальность, и нужно только помочь им переехать на территорию России. Основные усилия по интеграции соотечественников требуются от государства и общества как раз с момента их переезда. Главная задача – создать для вновь приехавших достойные условия проживания и работы, которые содействовали бы включению их в единый российский социум, основанный на общих социальных устремлениях и прозрачных социальных ресурсах для их реализации. Если же провозгласив программу возвращения соотечественников, государство будет сокращать программы социальной поддержки в целом, а работодатели, пользуясь коррупцией, будут завозить нелегальных трудовых мигрантов в центральные районы России, в то время как соотечественники будут ориентированы на «нужные» стране окраинные регионы, то результат будет обратный.

Второй урок – необходимо полнее задействовать символический ресурс общих ценностей. В Казахстане итоги программы репатриации были бы удручающими, если бы она не сопровождалась мощной идеологической кампанией по формирования у казахов, живущих в разных странах, чувства сопричастности к судьбе единой страны. В российском случае усиление «российскости» не должно идти за счет ослабления или нивелирования «русскости». Иначе не останется важных для многих переселенцев элементов, конструирующих ощущение сопринадлежности к будущей «своей» стране. Идеология «возвращения» или «обретения» новой родины не может быть построена только на апелляции к обывательскому мотиву поиска «удобного места для житья».

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся