Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Роль традиционной культуры в формировании современной внешней политики России, Китая и Индии

20 мая 2024
Распечатать

Автор: Турей Сюзанна, Высшая школа перевода МГУ им. М.В. Ломоносова, 3 курс, World Politics Club НСО МГИМО

В эпоху глобализации не только экономических, но и политических процессов, существует соблазн считать, что культура вслед за другими общественными сферами легко поддается внешнему влиянию и растворяется в маркетинговых кампаниях транснациональных компаний. Однако, как мы видим, сегодня все больше государств выступают против гуманитарной экспансии Коллективного Запада и стараются вновь возродить в своих гражданах национальное самосознание, напомнить о том, что у каждого народа есть свои священные книги, свои национальные герои и свои ценности, которые культивировались в обществе тысячелетиями.

За счет стремительного роста новых центров экономического и геополитического влияния меняется архитектура международных отношений. Все больше исследователи обращаются к идеям «государств-цивилизаций», собирающих внутри себя общества, объединенные «единой судьбой». Особенно ярко эти процессы происходят внутри группы БРИКС: формирование Русского мира с центром в России, создание Мира ислама под протекторатом Ирана, возрождение Бхарата на месте Индии или глобальное экономическое влияние Поднебесной. Неудивительно что в связи с этими тенденциями ряд стран в рамках своей внутренней политики обратились к «культурной безопасности»: сохранению языка, защите религиозных чувств, возрождению традиций. Именно в историко-культурных сокровищницах мы можем найти источники современной внешнеполитической доктрины России, Китая и Индии.

 Рисунок1.jpg

Региональной программа «Мы вернулись в Россию» в рамках ВФМ 2024 в России

Важную роль в политике этих трёх стран играют культура, исторические связи и приверженность идеи миротворчества. Так, индийская концепция Atithi Devo Bhava («Гость равен Богу») подчёркивает важность гостеприимства и уважительного обращения к окружающим. А китайский принцип «правильного взгляда на выгоду и справедливость» служит одним из основных компонентов внешнеполитической парадигмы Си Цзиньпина. Лидер Китайской Народной Республики не раз подчеркивал, что в политике необходимо придерживаться принципа справедливости, равенства и приоритета высокой морали; а в экономике важно следовать принципу взаимной выгоды и совместного развития. На фоне процесса децентрализации международных отношений подобные концепции помогают создавать новое многополярное мироустройство, основанное на уважении, взаимной выгоде и партнерстве.

В России в 2022 году был издан указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором было дано определение «традиционных ценностей» как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России, передаваемых от поколения к поколению и лежащих в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России и осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. А на фоне русофобских настроений в Европе и актов уничтожения исторических памятников и притеснения русского языка в ряде стран постсоветского пространства, одним из важнейших приоритетов России стало сохранение исторической памяти, культуры и передача этих знаний последующим поколениям. Однако культура становится объектом защиты не только во внутренней политике государства, но и на международной арене. В отечественной доктрине внешней политики Россия представляется как хранитель традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и выступает за соблюдение права суверенных государств на их культурные ценности, историческое наследие, образ ведения хозяйства, политический режим и форму правления, признавая пагубное влияние общественно-культурных тенденций США и ряда стран западной Европы.

Россия придает большое значение установлению межгосударственных связей и содействию культурному взаимообмену со своими партнерами. В рамках федеральных проектов проводятся различные мероприятия, нацеленные на установление тесного сотрудничества, построенного на уважении и дружбе: Всемирный Фестиваль Молодежи и Игры Будущего в марте 2024 года, Игры Дружбы, Евразийский женский форум, запланированные на осень 2024 года, международные форумы на выставке «Россия» (ВДНХ) и многое другое. Совместная научная и образовательная деятельность не только способствует экономическому развитию России и ее партнёров, но и формирует новое «евразийское культурное пространство».

 Рисунок2.jpg

Китайский Новый год в Москве в 2024 году

Возрождает свои традиции и Индия. В 2024 году министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар издал книгу «Почему Бхарат имеет значение?», которую можно считать ярким образцом индийской «мягкой силы» нового поколения. Уже в названии работы необходимо обратить внимание на употребление не всем известного названия Индии – Бхарат. Как отметил Иван Тимофеев в аналитическом комментарии «Почему Бхарат имеет значение? Взгляд из России», переход на более активное использование в политическом дискурсе эндонима «Бхарат» (название Индии на языке хинди, закрепленное в Конституции государства) ознаменовал изменение внешнеполитической идентичности Индии. Страна меняет свой внешнеполитический образ, т.е., говоря коммерческим языком, проводит ребрендинг государства, заменяя колониальное «послевкусие» названия «Индия» глубокими самобытными элементами в топониме «Бхарат». На первый взгляд незначительное обращение политиков к историческим корням на самом деле является тактическим приемом в рамках политической концепции Н. Моди – Viksit Bharat («Развитая Индия 2047»).

Как и Россия, Индия, являясь многонациональной, многоконфессиональной и многоязычной страной, обладает богатым историко-культурным наследием. И.Н. Тимофеев называет Бхарат государством-цивилизацией современного типа, которое, примиряя в себе десятки этносов, языков и культур в одном политическом проекте, «устремлённо в будущее толчком от тысячелетий прошлого". А Б.К. Шарма, директор Объединённого Института оборонных исследований в Дели, отмечает, что Индия – это бренд единства в многообразии; плавильный котел цивилизаций, плавно объединившихся посредством культурной «мягкой силы».

Интересно, что идеи о государствах-цивилизациях одновременно возникают во внешнеполитических доктринах и России и Индии. В Концепции внешней политики России (от 31.03.2023) также утверждается идея об особом положении России как самобытного государства-цивилизации: идея о спасительной роли России, Святой Руси как Катехоне, развивалась в рамках русской политической эсхатологии и выросла из концепции XVI века «Москва – Третий Рим», которая теперь входит в представление России как православного центра, соединяющего внутри себя культурно-цивилизационную общность Русского мира. Таким образом, Россия выступает в качестве уникального центра соединения евразийских ценностей, корни которых уходят в далекое прошлое: теория евразийства развивалась Н.С. Трубецким, а основы цивилизационных подходов были положены в работах Н.Я. Данилевского и Л.Н. Гумилева.

Идею «нового евразийства» горячо поддерживает и Китайская Народная Республика, еще десять лет назад представившая свое видение евразийской интеграции. В 2015 г., на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Си Цзиньпин объявил о концепции построения Сообщества «единой судьбы человечества мира», в 2017 году эта идея о построении гармоничного мира была включена в Устав КПК, а в 2018 году и в Конституцию КНР. В докладе на 19-м Национальном съезде КПК в октябре 2017 г. китайский лидер призвал мировое сообщество «работать сообща, чтобы построить прочный мир всеобщей безопасности, общего процветания, открытости, терпимости, чистоты и красоты».

В традиционной культуре Китая существует важное понятие «Хэ (和)», которое обозначает мир, гармонию и согласие. А идея «Гармонии при наличии различий» является постулатом многополярного мира и лежит в основе как индийской, китайской, так и русской культуры. Как отмечает Чжэн Цзелань, старший преподаватель Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Шанхайского университета иностранных языков, понятие «Хэ (和)» также представляет собой идейную основу конфуцианства, согласно которой «благородные люди находятся в согласии с другими людьми, имея разные взгляды (君子和而不同)». Российская Федерация исторически придерживается принципа «гармонии» и «невмешательства» в своей политике.

Национальным приоритетом государства является защита прав всех народов России на свое исторические и культурное наследие — неудивительно, что во внешней политике Российская Федерация всегда выступала за уважительное взаимодействие со странами-партнерами, осуждая дискриминационную политику неоколониализма. Отечественные политики не раз призывали мировое сообщество к соблюдению норм международного права в отличие от западных коллег, которые раз за разом обращаются к никому неясной концепции «порядка, основанного на правилах».

В это же время внешняя политика Индии руководствуется древней философией Vasudhaiva Kutumbakam (из санскритского священного текста, Маха-Упанишады), что означает, что весь мир – это одна семья, а идея «Одна Земля, одна семья, одно будущее», которую Индия позиционировала на саммите Группы Двадцати, несмотря на внешнеполитические разногласия Индии и Китая, рифмуется с китайской концепцией «сообщества с единой судьбой человечества». Стратегическая программа, проходящая в рамках этой концепции – «Один Пояс — Один Путь» — основывается на взаимосвязанности транспортных путей и подчеркивает важность взаимовыгодного экономического сотрудничества между партнерами, тем самым знаменуя переход от «нулевой игры» Коллективного Запада на концепцию «совместного выигрыша», которую поддерживают и Индия, и Китай и Россия.

Рисунок4.jpg

Карточка почтовая «Мир»

Инициатива «Один Пояс — один Путь», как известно, является объединением проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века», и берет свое начало в идее Великого Шёлкового пути, действовавшего со II в. до н. э. и бывшего одним из важнейших торговых маршрутов в древности и в средние века. Эта концепция передачи культурных и технологических знаний из Азии в Европу, разумеется, находит современное воплощение в концепции многостороннего евразийского сотрудничества.

Таким образом, мы видим, какое внимание уделяется в этих трех странах – России, Индии и Китае – роли дипломатии и культурного обмена. Как пишет Чжэн Цзелань, добрососедская дружба и гармония являются важными понятиями в традиционной китайской стратегической культуре. В классических произведения «Лунь Юй (论语)», «Чжоу Ли (周礼)» древние философы выступали за дружественные отношения между соседями. Мэн-Цзы еще до нашей эры предложил идею, в полной мере описывающую принцип «мягкой силы» Дж. Ная: «покорить других добродетелью». Вместе с философскими установками Китая сосуществуют пять принципов мирного сосуществования (панча шила), которые были перечислены в индийско-китайском соглашении 1954 года: суверенитет, ненападение, невмешательство, равенство, взаимная выгода и мирное сосуществование. А санскритский эпос «Махабхарата» представляет собой классическое повествование о государственном управлении, утверждающем о решающей роли дипломатии в решении политических конфликтов. Такие понятия индийской философии, как Дхарма (праведность), карма (действие и его последствия), долг, верность, честь, жертвенность, любовь и стремление к истине пересекаются как с христианскими добродетелями Русской Православной Церкви, так и китайскими концепциями, которые комплексно составляют основу многополярного мира: мирное сосуществование народов, взаимно уважающих культуру друг друга.

Таким образом, у этих трех стран, исходя из их традиционных ценностей, выделяются общие сферы культурных приоритетов:

· Сохранение союза мужчины и женщины (в противовес либеральной западной пропаганде многообразия гендеров и сексуальных ориентаций)

· Поддержка здорового образа жизни и спорта (в отличие от концепций «бодипозитива» и «всепринятия»)

· «Гармония при наличии различий»: уважение к культуре других народов (в противовес неоколониальной политике Запада)

· Построение многополярного мира (в оппозицию однополярному миру)

· Сохранение традиционных ценностей (в отличие от глобализации западных ценностей)

· Уважение к политическому строю суверенных государств, идеологий, социальных систем и верований (против пропаганды единственно верных политических институтов по англосаксонскому образцу)

· Невмешательство во внутренние дела суверенных государств (в отличие от интервенций Коллективного Запада под различными предлогами)

· Сотрудничество и партнерство (против «Игры с нулевой суммой»)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся