Два евразийства
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Евазийство всё больше становится национальной идеей Российской Федерации и общесоюзный идеей Евразийского экономического союза. Большой шаг в этом направлении было сделано в 2014 году — году «Русской весны» и подписания Договора о ЕАЭС. Следующий большой шаг может быть сделан в 2021 году, когда к 100-летнему юбилею Евразийского Движения к процессу экономической интеграции может быть добавлена культурно-гуманитарная повестка интеграции в Евразии.
Введение
Современное евразийское течение к началу первой четверти 21-м веке подразделяется на две основные ветви: прагматическое евразийство и (нео-)классическое евразийство.
2014 год был знаменосным годом в современнейшей истории России и евразийской мысли, т.к. в нем случились два переломных события, которые вернули нашу Родину к своему естественному пути развития: ведь Россия – это прежде всего «срединная» евразийская держава.
И с 2014 года, евразийство (как прагматическое, так и неоклассическое) действительно все больше становится национальной идеей хотя бы одной из стран Евразийского экономического союза - России.
Патриотическая весна: (Нео-)классическое евразийство
В феврале 2014 года западные спецслужбы с помощью украинских право-радикалов провели в Украине государственный переворот с целью установления там унитарного провинциал-националистического и агрессивно антироссийского проамериканского режима.
В ответ на это, стихийным образом поднялось русскоязычное и пророссийское население на юго-востоке страны. Крым провел абсолютно законную сецессию от Украины, и, по итогам демократического референдума, присоединился к Российской Федерации. А на Донбассе были образованы Донецкая и Луганская народные республики.
Госуадрственный переворот, народное восстание в Украине, более известное как «Русская весна», и последовавшая и все еще идущая гражданская война, привели в самой Российской Федерации к существенному изменению общественного сознания:
- Среди населения – к общему подъему патриотизма, к значительному оздоровлению и патриотизации российского общества. Данное явление я бы хотел назвать «Патриотической весной» в самой России.
- Среди элиты – во-первых, к отрезвлению и осознанию, что надежды на вхождение в западное сообщество на равноправных началах были не более, чем наивным (само-)обманом. Можно сказать, что в результате в России де-факто умерло течение западничества. Во-вторых, к выработке и поддержке концепции т.н. «Поворота на Восток». В итоге в 2016 году на ПМЭФ на высшем уровне было объявлено о проекте по созданию «Большого евразийского партнерства». Элита потихоньку приходит к осознанию того, что Россия действительно не «периферия Европы», а самобытная срединная евразийская держава и один из полюсов (если не центр!) Большой Евразии «от Лиссабона до Шанхая».
Примечательно и то, что спустя три года все чаще можно услышать, как представители политической и управленческой элиты России действительно начинают называть себя «евразийцами». Как мы видим, происходит поворот в сознании.
Можно утверждать, что «Патриотическая весна», возникшая в результате западной интервенции в Украине, привела к тому, что концепция (или, по крайне мере некое общее «чувство») евразийства с 2014 года все больше становится национальной идеей России.
Евразийская экономическая интеграция: Прагматическое евразийство
29 мая 2014 года в Астане главами государств Беларуси, Казахстана и России был торжественно подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. 1 января 2015 года договор вступил в силу и с августа того года в состав Союза входят пять стран бывшего СССР: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.
Создание нового Союза означает начало большого пути реинтеграции постсоветского пространства, однако – на новых началах: рыночных, добровольных, эффективных. Короче говоря – самых естественных.
Концепция евразийской экономической интеграции принадлежит первому президенту Казхстана Н.А. Назарбаеву, предложивший создание подобного объединения еще в 1994 году.
Новый Союз строится на так называемых «назарбаевских принципах» интеграции:
- Союз не политический и не социо-культурный, а только экономический;
- Верховенство национального суверенитета и территориальной целосности;
- Добровольность, поэтапность и готовность, разноскоростность, интеграции;
- Неприкосновенность политического режима.
Цели объединения сугубо экономические (цитирую дословно по Договору о ЕАЭС; Статья 4):
- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Как уже сказано на ПМЭФ – 2016, Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев дополнительно к интеграции в рамках ЕАЭС предложили проект по созданию «Большого евразийского партнерства» между Евразийским экономическим союзом, с одной стороны, и Китаем, Ираном, Индией, Турцией, и, по возможности, Европой, с другой стороны. Данный проект призван сдерживать однополярную гегемонию США и эффективно интегрировать ЕАЭС в глобальную экономическую архитектуру, в том числе на базе ШОС, ЭПШП и БРИКС.
Главная особенность заключается в том, что запущенный в 2014 году евразийский интеграционный проект имеет исключительно экономическую направленность и носит сугубо прагматический характер. В нем нет официальных или выраженных политических, культурных, духовных, и тем более, идеологических, начал. Поэтому данному явлению соответствует определение «прагматического евразийства».
Конвергенция «двух евразийств»
Таким образом, мы видим некое расхождение между, с одной стороны, распространением «евразийского (само-)сознания» и (нео-)класической евразийской идеи среди российского общества в результате «Патриотической весны» 2014 года, и, с другой стороны, "сухим", исключительно экономическим и «прагматическим евразийством», которая ведется Евразийской экономической комиссией, Евразийским банком развития и другими наднациональными институтами в формате кропотливой ежедневная работе по созданию единого рынка в рамках ЕАЭС.
И тем не менее: три года после знаменосного для России 2014 года в российском и даже общеевразийском дискурсе можно наблюдать осторожную, но постепенную конвергенцию (нео-)классического и прагматического ветвь евразийства.
В настоящее время появляются все больше публикаций или выступлений государственных деятелей и технократов, работающих в плоскости «прагматического евразийства» - министры и чиновники ЕЭК, экономисты ЕАБР, президенты и премьер-министр стран объединения, где мы видим аккуратные, но однозначные отсылки к классической евразийской идее в 21-м веке.
Так, например, книга «Евразийская экономическая интеграция: новые реальности и новые возможности», выпущенной в начале 2017 года Евразийской экономической комиссией под редакцией министра ЕЭК Т.Д. Валовой начинается с цитат основателя классического Евразийского Движения Николая Трубецкого и киргизского писателя-евразийца Чингиза Айтматова.
Член правления и главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволиок в своей последней работе «Экономическая география стран Евразии» (Макрообзор ЕАБР, 2017) несколько раз ссылается на труды классического евразийца Петра Савицкого.
9 мая 2017 г. председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян на официальном сайте Комиссии поздравил с Днем Победы. Это может показаться малозначительным моментом. Однако, данный жест показывает, что память об совместной борьбе народов СССР в Великой Отечественной войне может стать общим знаменателем и вдохновлять будущих поколений государств-членов ЕАЭС к единству. 9 мая, таким образом, это безусловная часть идеологического содержания создоваемого Союза.
То, что Евразийский союз для Владимира Путина гораздо больше, чем просто экономическое объединение, можно было услышать в его знаменитой речи, произнесённой в 2013 году на Валдайском форуме:
«Евразийский экономический союз, о котором мы заявляли, о котором мы много говорим последнее время, это не просто набор взаимовыгодных соглашений. Евразийский союз – это проект сохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире».
А на встрече с активом партии «Единая Россия» 24 апреля 2012 года президент России вовсе заявил:
«Евразийство — традиция нашей политической мысли. Оно в России укоренилось давно, а сейчас приобретает совершенно новое звучание, особенно в связи с интенсификацией интеграционных процессов на постсоветском пространстве. […] [З]адача на уровне партий, общественных движений – пропагандировать эти идеи и доносить их до широких масс. […] Более того, мне кажется, что евразийство нужно поставить просто на серьёзную системную основу».
Буквально недавно, в рамках проведенного по инициативе президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева международного форума «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи» (Бишкек, 20 июля 2017) он же официально заявил:
"[…] Вместо политических идей, разделяющих народы по цвету кожи, религиозным убеждениям или языку, вместо идей типа панславизма и пантюркизма, сама история, сама Земля нас подталкивает объединиться под идеей евразийства".
Союз для народа: прагматическое и идейное наполнение
Так что, неправомерно говорить о противопоставлении прагматического и классического евразийств. Скорее, они взаимно дополняют друг друга. Среди политической элиты государств-членов ЕАЭС растет понимание того, что населением в целом поддерживается идейное и общекультурное сопровождение процессов евразийской интеграции. Это важный фактор, цементирующий эффективность и устойчивость процессов евразийской экономической интеграции.
Безусловно, экономическая интеграция в первую очередь должна привнести простым гражданам очевидную и конкретную пользу, например, снижение цен на авиаперевозки внутри территории Союза, отмена роуминга на общем пространстве, программы студенческой мобильности и т.п.
В то же время, интеграционный процесс долго- и даже среднесрочно не может успешно развиваться, если он остается в исключительно экономической плоскости. Евразийскому союзу, как и любому региональному интеграционному объединению, для долгосрочной эффективности просто необходимо смысловое наполнение, идущее дальше чисто экономической целесообразности. Союзу в итоге необходимо будет идейное наполнение, базирующемся на общей истории и культуры народов государств-членов Союза. Необходимы общеевразийские ценности, культурное сопровождение, культурно-гуманитарный аспект интеграции, в том числе скоординированная молодежная и образовательная политика.
Иными словами, Евразийскому экономическому союзу нужна общеевразийская идея.
Вопрос о том, когда уже можно будет добавить к экономической интеграции в рамках Евразийского союза аспекты культурной и гуманитарной интеграции – это вопрос, как говорят, «тонкий». В любом случае на такой шаг (нужный и правильный с моей точки зрения) должны быть согласны все государства-члены Союза. Более того, они должны поддержать его, видя в нем не угрозы для собственного суверенитета, а, наоборот, средство защиты национальной культурной идентичности в сложном 21-м веке и этап естественного исторического развития своей страны – как часть общеевразийской цивилизации с общей историей и общеевразийской судьбой.
Среди политической элиты стран Евразии осознание подобного «чувства» о необходимости общеевразийской идеи должно возникать естественным образом, изнутри. Последние события, например выше недавнее упомянутое выступление Атамбаева, показывают, что это уже происходит.
Отцов-основателей Европейского союза вдохновила европейская идея. Несмотря на все сложности современного Евросоюза эти идея продолжит вдохновлять грядущие поколения европейцев в будущем. Почему же мы, современные евразийцы, должны отказать себя в том, чтобы при строительстве ЕАЭС опереться на научную школу евразийства, на собственную евразийскую идею и собственные общеевразийские культурные ценности?
2021 год: Отметить столетие евразийства гуманитарным "апгрейдом" Союза
Что в данном контексте могут делать простые граждане государств-членов ЕАЭС и активисты про-евразийских некоммерческих организаций?
Во-первых, стоит совместными усилиями работать над ускорением и качественным повышением процесса конвергенции неоклассического и прагматического течений евразийства. Этот процесс необходимо организовать с максимальным учетом и уважением национальных интересов и особенностей государств-членов Союза.
Во-вторых евразийцы-общественники смогли бы публично призывать к добавлению культурно-гуманитарной повестки к официальному процессу экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза, включающее в себя, например: перекрестные Годы культуры в странах Союза (например, "Год Казахстана в России"), добавить к главному деловому форуму ЕАЭС - «Евразийская Неделя», проводимого на союзные бюджетные, программу празднования этно-культурных традиций народов Евразийского экономического союза, и, конечно, создание полномасштабной системы студенческого обмена в Союзе, наподобие европейской программы «Erasmus». Так, директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров еще в 2013 году предложил назвать потенциальную программу студенческого обмена на территории Союза именем великого казахского просветителя Чокана Валиханова.
В любом случае, такое решение должно быть принято и одобрено на уровне Высшего Евразийского экономического совета всеми государствами-членами объединения.
Трек культурно-гуманитарной интеграции в рамках Евразийского экономического союза можно будет официально и торжественно запустить в 2021 году - к знаменательной дате 100-летия возникновения Евразийского Движения, когда век назад классические евразийцы опубликовали свой первый совместный сборник «Исход к Востоку», и, таким образом положили основу евразийской философской школы (классической и прагматической), в итоге которой 100 лет спустя и возник наш Евразийский экономический союз.