Экономика справа

Два евразийства

29 июля 2017
Распечатать

Евазийство всё больше становится национальной идеей Российской Федерации и общесоюзный идеей Евразийского экономического союза. Большой шаг в этом направлении было сделано в 2014 году — году «Русской весны» и подписания Договора о ЕАЭС. Следующий большой шаг может быть сделан в 2021 году, когда к 100-летнему юбилею Евразийского Движения к процессу экономической интеграции может быть добавлена культурно-гуманитарная повестка интеграции в Евразии.

Введение

Современное евразийское течение к началу первой четверти 21-м веке подразделяется на две основные ветви: прагматическое евразийство и (нео-)классическое евразийство.

2014 год был знаменосным годом в современнейшей истории России и евразийской мысли, т.к. в нем случились два переломных события, которые вернули нашу Родину к своему естественному пути развития: ведь Россия – это прежде всего «срединная» евразийская держава.

И с 2014 года, евразийство (как прагматическое, так и неоклассическое) действительно все больше становится национальной идеей хотя бы одной из стран Евразийского экономического союза - России.

Патриотическая весна: (Нео-)классическое евразийство

В феврале 2014 года западные спецслужбы с помощью украинских право-радикалов провели в Украине государственный переворот с целью установления там унитарного провинциал-националистического и агрессивно антироссийского проамериканского режима.

В ответ на это, стихийным образом поднялось русскоязычное и пророссийское население на юго-востоке страны. Крым провел абсолютно законную сецессию от Украины, и, по итогам демократического референдума, присоединился к Российской Федерации. А на Донбассе были образованы Донецкая и Луганская народные республики.

Госуадрственный переворот, народное восстание в Украине, более известное как «Русская весна», и последовавшая и все еще идущая гражданская война, привели в самой Российской Федерации к существенному изменению общественного сознания:

  1. Среди населения – к общему подъему патриотизма, к значительному оздоровлению и патриотизации российского общества. Данное явление я бы хотел назвать «Патриотической весной» в самой России.
  2. Среди элиты – во-первых, к отрезвлению и осознанию, что надежды на вхождение в западное сообщество на равноправных началах были не более, чем наивным (само-)обманом. Можно сказать, что в результате в России де-факто умерло течение западничества. Во-вторых, к выработке и поддержке концепции т.н. «Поворота на Восток». В итоге в 2016 году на ПМЭФ на высшем уровне было объявлено о проекте по созданию «Большого евразийского партнерства». Элита потихоньку приходит к осознанию того, что Россия действительно не «периферия Европы», а самобытная срединная евразийская держава и один из полюсов (если не центр!) Большой Евразии «от Лиссабона до Шанхая».

Примечательно и то, что спустя три года все чаще можно услышать, как представители политической и управленческой элиты России действительно начинают называть себя «евразийцами». Как мы видим, происходит поворот в сознании.

Можно утверждать, что «Патриотическая весна», возникшая в результате западной интервенции в Украине, привела к тому, что концепция (или, по крайне мере некое общее «чувство») евразийства с 2014 года все больше становится национальной идеей России.

Евразийская экономическая интеграция: Прагматическое евразийство

29 мая 2014 года в Астане главами государств Беларуси, Казахстана и России был торжественно подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. 1 января 2015 года договор вступил в силу и с августа того года в состав Союза входят пять стран бывшего СССР: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.

Создание нового Союза означает начало большого пути реинтеграции постсоветского пространства, однако – на новых началах: рыночных, добровольных, эффективных. Короче говоря – самых естественных.

Концепция евразийской экономической интеграции принадлежит первому президенту Казхстана Н.А. Назарбаеву, предложивший создание подобного объединения еще в 1994 году.

Новый Союз строится на так называемых «назарбаевских принципах» интеграции:

  • Союз не политический и не социо-культурный, а только экономический;
  • Верховенство национального суверенитета и территориальной целосности;
  • Добровольность, поэтапность и готовность, разноскоростность, интеграции;
  • Неприкосновенность политического режима.

Цели объединения сугубо экономические (цитирую дословно по Договору о ЕАЭС; Статья 4):

  1. создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  2. стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
  3. всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Как уже сказано на ПМЭФ – 2016, Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев дополнительно к интеграции в рамках ЕАЭС предложили проект по созданию «Большого евразийского партнерства» между Евразийским экономическим союзом, с одной стороны, и Китаем, Ираном, Индией, Турцией, и, по возможности, Европой, с другой стороны. Данный проект призван сдерживать однополярную гегемонию США и эффективно интегрировать ЕАЭС в глобальную экономическую архитектуру, в том числе на базе ШОС, ЭПШП и БРИКС.

Главная особенность заключается в том, что запущенный в 2014 году евразийский интеграционный проект имеет исключительно экономическую направленность и носит сугубо прагматический характер. В нем нет официальных или выраженных политических, культурных, духовных, и тем более, идеологических, начал. Поэтому данному явлению соответствует определение «прагматического евразийства».

Конвергенция «двух евразийств»

Таким образом, мы видим некое расхождение между, с одной стороны, распространением «евразийского (само-)сознания» и (нео-)класической евразийской идеи среди российского общества в результате «Патриотической весны» 2014 года, и, с другой стороны, "сухим", исключительно экономическим и «прагматическим евразийством», которая ведется Евразийской экономической комиссией, Евразийским банком развития и другими наднациональными институтами в формате кропотливой ежедневная работе по созданию единого рынка в рамках ЕАЭС.

И тем не менее: три года после знаменосного для России 2014 года в российском и даже общеевразийском дискурсе можно наблюдать осторожную, но постепенную конвергенцию (нео-)классического и прагматического ветвь евразийства.

В настоящее время появляются все больше публикаций или выступлений государственных деятелей и технократов, работающих в плоскости «прагматического евразийства» - министры и чиновники ЕЭК, экономисты ЕАБР, президенты и премьер-министр стран объединения, где мы видим аккуратные, но однозначные отсылки к классической евразийской идее в 21-м веке.

Так, например, книга «Евразийская экономическая интеграция: новые реальности и новые возможности», выпущенной в начале 2017 года Евразийской экономической комиссией под редакцией министра ЕЭК Т.Д. Валовой начинается с цитат основателя классического Евразийского Движения Николая Трубецкого и киргизского писателя-евразийца Чингиза Айтматова.

Член правления и главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволиок в своей последней работе «Экономическая география стран Евразии» (Макрообзор ЕАБР, 2017) несколько раз ссылается на труды классического евразийца Петра Савицкого.

9 мая 2017 г. председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян на официальном сайте Комиссии поздравил с Днем Победы. Это может показаться малозначительным моментом. Однако, данный жест показывает, что память об совместной борьбе народов СССР в Великой Отечественной войне может стать общим знаменателем и вдохновлять будущих поколений государств-членов ЕАЭС к единству. 9 мая, таким образом, это безусловная часть идеологического содержания создоваемого Союза.

То, что Евразийский союз для Владимира Путина гораздо больше, чем просто экономическое объединение, можно было услышать в его знаменитой речи, произнесённой в 2013 году на Валдайском форуме:

«Евразийский экономический союз, о котором мы заявляли, о котором мы много говорим последнее время, это не просто набор взаимовыгодных соглашений. Евразийский союз – это проект сохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире».

А на встрече с активом партии «Единая Россия» 24 апреля 2012 года президент России вовсе заявил:

«Евразийство — традиция нашей политической мысли. Оно в России укоренилось давно, а сейчас приобретает совершенно новое звучание, особенно в связи с интенсификацией интеграционных процессов на постсоветском пространстве. […] [З]адача на уровне партий, общественных движений – пропагандировать эти идеи и доносить их до широких масс. […] Более того, мне кажется, что евразийство нужно поставить просто на серьёзную системную основу».

Буквально недавно, в рамках проведенного по инициативе президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева международного форума «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи» (Бишкек, 20 июля 2017) он же официально заявил:

"[…] Вместо политических идей, разделяющих народы по цвету кожи, религиозным убеждениям или языку, вместо идей типа панславизма и пантюркизма, сама история, сама Земля нас подталкивает объединиться под идеей евразийства".

Союз для народа: прагматическое и идейное наполнение

Так что, неправомерно говорить о противопоставлении прагматического и классического евразийств. Скорее, они взаимно дополняют друг друга. Среди политической элиты государств-членов ЕАЭС растет понимание того, что населением в целом поддерживается идейное и общекультурное сопровождение процессов евразийской интеграции. Это важный фактор, цементирующий эффективность и устойчивость процессов евразийской экономической интеграции.

Безусловно, экономическая интеграция в первую очередь должна привнести простым гражданам очевидную и конкретную пользу, например, снижение цен на авиаперевозки внутри территории Союза, отмена роуминга на общем пространстве, программы студенческой мобильности и т.п.

В то же время, интеграционный процесс долго- и даже среднесрочно не может успешно развиваться, если он остается в исключительно экономической плоскости. Евразийскому союзу, как и любому региональному интеграционному объединению, для долгосрочной эффективности просто необходимо смысловое наполнение, идущее дальше чисто экономической целесообразности. Союзу в итоге необходимо будет идейное наполнение, базирующемся на общей истории и культуры народов государств-членов Союза. Необходимы общеевразийские ценности, культурное сопровождение, культурно-гуманитарный аспект интеграции, в том числе скоординированная молодежная и образовательная политика.

Иными словами, Евразийскому экономическому союзу нужна общеевразийская идея.

Вопрос о том, когда уже можно будет добавить к экономической интеграции в рамках Евразийского союза аспекты культурной и гуманитарной интеграции – это вопрос, как говорят, «тонкий». В любом случае на такой шаг (нужный и правильный с моей точки зрения) должны быть согласны все государства-члены Союза. Более того, они должны поддержать его, видя в нем не угрозы для собственного суверенитета, а, наоборот, средство защиты национальной культурной идентичности в сложном 21-м веке и этап естественного исторического развития своей страны – как часть общеевразийской цивилизации с общей историей и общеевразийской судьбой.

Среди политической элиты стран Евразии осознание подобного «чувства» о необходимости общеевразийской идеи должно возникать естественным образом, изнутри. Последние события, например выше недавнее упомянутое выступление Атамбаева, показывают, что это уже происходит.

Отцов-основателей Европейского союза вдохновила европейская идея. Несмотря на все сложности современного Евросоюза эти идея продолжит вдохновлять грядущие поколения европейцев в будущем. Почему же мы, современные евразийцы, должны отказать себя в том, чтобы при строительстве ЕАЭС опереться на научную школу евразийства, на собственную евразийскую идею и собственные общеевразийские культурные ценности?

2021 год: Отметить столетие евразийства гуманитарным "апгрейдом" Союза

Что в данном контексте могут делать простые граждане государств-членов ЕАЭС и активисты про-евразийских некоммерческих организаций?

Во-первых, стоит совместными усилиями работать над ускорением и качественным повышением процесса конвергенции неоклассического и прагматического течений евразийства. Этот процесс необходимо организовать с максимальным учетом и уважением национальных интересов и особенностей государств-членов Союза.

Во-вторых евразийцы-общественники смогли бы публично призывать к добавлению культурно-гуманитарной повестки к официальному процессу экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза, включающее в себя, например: перекрестные Годы культуры в странах Союза (например, "Год Казахстана в России"), добавить к главному деловому форуму ЕАЭС - «Евразийская Неделя», проводимого на союзные бюджетные, программу празднования этно-культурных традиций народов Евразийского экономического союза, и, конечно, создание полномасштабной системы студенческого обмена в Союзе, наподобие европейской программы «Erasmus». Так, директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров еще в 2013 году предложил назвать потенциальную программу студенческого обмена на территории Союза именем великого казахского просветителя Чокана Валиханова.

В любом случае, такое решение должно быть принято и одобрено на уровне Высшего Евразийского экономического совета всеми государствами-членами объединения.

Трек культурно-гуманитарной интеграции в рамках Евразийского экономического союза можно будет официально и торжественно запустить в 2021 году - к знаменательной дате 100-летия возникновения Евразийского Движения, когда век назад классические евразийцы опубликовали свой первый совместный сборник «Исход к Востоку», и, таким образом положили основу евразийской философской школы (классической и прагматической), в итоге которой 100 лет спустя и возник наш Евразийский экономический союз.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся