Блог Андрея Волкова

Всемирные игры дружбы: эрзац Олимпиады или аполитичная альтернатива

30 июня 2023
Распечатать

Олимпийские игры были изначально связаны с организацией культурно-спортивного мероприятия, которое бы пропагандировало гуманизм, дружеские связи между странами-участницами, независимость спортсменов-любителей и формирование эстетической и этической сущности спорта. Принципы олимпизма преследовали идею создания «праздника единения и спорта», исключающего войны, политическое соперничество, межрасовую борьбу и дискриминацию. Однако история и современность показывают, что с течением времени первоначальная цель ОИ становится все более сложной для достижения, а проблема политизации спорта с каждым годом только обостряется. Современная антироссийская кампания, организованная политическим Западом, наглядно демонстрирует, что реальность международного спорта не лишена политических и коммерческих интересов, влияя на его нейтральность и идеалы, на которых он был основан.

asian-games-1962-3zfhkv.png.jpg

Источник: mavink.com

Официальные Олимпийские игры давно погрязли в политизации, а спортивные события становятся полем для проявления геополитических интересов и конфликтов. В условиях масштабной перспективы проведения Россией «Всемирных игр дружбы – 2024», целесообразным видится рассмотрение исторических прецедентов проведения альтернативных игр, которые в большинстве случаев объяснялись стремлением стран избавиться от геополитического гнета в области спорта.

Игры новых развивающихся сил 1963 г.

Четвертые Азиатские игры, которые проходили в Джакарте 24 августа – 4 сентября 1962 г., стали первым крупным международным спортивным мероприятием, проведенным в Индонезии. Игры должны были изменить негативный образ Азии на образ успешно развивающегося и модернизирующегося континента, тем не менее они были омрачены политическим контекстом. Обещание Федерации Азиатских игр предоставить визы представителям всех стран, включая те, которые не имеют дипломатических отношений с Индонезией, было позитивным сигналом в направлении развития спортивной дипломатии и преодоления политических разногласий [1]. Однако в знак солидарности с Китайской Народной Республикой и братскими мусульманскими странами Ближнего Востока иммиграционные власти Индонезии отказались выдавать въездные визы израильской и тайваньской делегациям. Федерация посчитала это нарушением правил, в результате чего Запад вмешался в Международный олимпийский комитет, и Индонезия была отстранена от членства в МОК, а также исключена из предстоящих летних Олимпийских игр 1964 г.

В противовес Олимпийским играм Индонезия предложила инициативу проведения Игр новых развивающихся сил (GANEFO), созданных для продвижения спортсменов так называемых «развивающихся наций», в основном новых независимых социалистических государств. Занимавший на тот момент пост президента Индонезии Сукарно подчеркивал, что МОК сам по себе является политическим, поскольку в его состав не входят такие акторы, как КНР или Северный Вьетнам, поскольку это противоречит интересам западного сообщества, а МОК он рассматривал как «орудие империалистов и колонизаторов» [2]. Индонезия артикулировала главную проблему ОИ, сопровождающую их на протяжении десятилетий, — политизацию [3].

Опираясь на то, что западноцентричный МОК смешивает спорт и политику, несмотря на аполитичные постулаты Олимпийской хартии, Индонезия предложила смешать спорт с политикой, опираясь на другие ценности, дабы выступить против старого установленного миропорядка. Десять стран (Камбоджа, Китай, Гвинея, Индонезия, Ирак, Мали, Пакистан, Вьетнам и СССР) объявили о создании GANEFO в апреле 1963 г. Подтверждением возрастающей роли МОК как лоббиста западных интересов стало постановление, что спортсмены, посещающие Игры новых развивающихся сил, не будут иметь права участвовать в следующих Олимпиадах [4].

Мероприятие имело большое значение для передачи образа успешного процесса быстрой модернизации и развития, который преобразовывал постколониальную Индонезию. Первоочередной целью игр было продемонстрировать национальное единство, однако это спортивное мегасобытие преследовало более глобальные цели — избавиться от укрепившегося имиджа индонезийской отсталости, повысить национальную гордость среди индонезийцев и положить конец асимметрии сил между Азией и Западом, разрушив колониальный образ Азии как отсталого региона. Это наднациональное измерение было связано с зарождающейся идеей неприсоединения Азии как третьей силы в период начала холодной войны.

Игры дружбы 1984 г.

В ответ на бойкот Олимпийских игр в Москве 1980 г. со стороны 65 стран СССР организовал проведение альтернативных спортивных игр «Дружба-84» в качестве симметричного ответа на дискредитировавшие себя олимпиады. С учетом размаха и масштабности мероприятия, оно стало альтернативой Олимпиаде 1984 г. в Лос-Анджелесе и ставило своей целью продемонстрировать спортивный потенциал СССР и других стран, не участвующих в бойкоте. Это позволило создать атмосферу соревнований на международном уровне, где спортсмены могли продемонстрировать свои навыки и достижения в дружественной и неполитизированной обстановке. Участие трех олимпийских чемпионов из Лос-Анджелеса в играх «Дружба-84» также придало этому мероприятию особую значимость и свидетельствовало о том, что спортсмены, несмотря на политические разногласия между странами, стремятся найти общий язык через спорт и соревнования. Участие представителей более чем 50 стран в играх подчеркнуло их международный характер и значимость. Игры «Дружба-84» запомнились как платформа, на которой спортсмены со всего мира могли встретиться, соревноваться и укреплять дружеские связи, несмотря на политические противоречия.

«От дружбы в спорте  к миру на Земле»

В разгар холодной войны знаменательным событием, которое прекратило взаимные бойкоты и политизацию спорта со стороны двух враждующих блоков, возглавляемых США и СССР, стало появление новых спортивных мероприятий глобального масштаба — «Игр доброй воли», организованных благодаря совместной инициативе общественности и спортивных организаций обеих стран. Это спортивное событие имело огромное значение для развития дипломатических связей, а также стало альтернативой Олимпийским играм в тот момент, когда геополитическое противостояние между двумя соперниками практически достигло своей кульминации.

Игры доброй воли были созданы по инициативе Тэда Тернера в качестве альтернативы Олимпийским играм после масштабного бойкота США и других западных стран Олимпиады в Москве 1980 г., вызванного вводом советских войск в Афганистан. Этот политический конфликт привел к напряженности и разрыву спортивных связей между странами, а бойкот стал проявлением крупнейшего спортивного протеста между сверхдержавами ХХ в. В ответ на бойкот Олимпиады в Москве СССР также бойкотировал Олимпийские игры в Лос-Анджелесе 1984 г. Этот цикл бойкотов усилил напряженность между двумя блоками и стал примером того, как политические конфликты могут повлиять на спортивные мероприятия и нарушить и без того хрупкое равновесие спортивной дипломатии.

Тэд Тернер, американский бизнесмен и филантроп, предложил идею создания Игр доброй воли в качестве альтернативы политически ангажированным Олимпийским играм. В 1985 г. он достиг соглашения между своей компанией Turner Broadcasting Systems и советскими телерадиовещательными и спортивными организациями Госкомспорт и Гостелерадио СССР о проведении мультиспортивного мероприятия. Данное соглашение призывало две системы содействовать дружбе и дальнейшему международному сотрудничеству. Он увидел в спорте «мощный инструмент для преодоления разногласий и построения мостов международного сотрудничества». Целью игр было восстановление связей между спортсменами и спортивными организациями СССР и США, а также поддержка мирного взаимодействия и понимания между двумя странами.

Девизом уникальных соревнований стала фраза «От дружбы в спорте — к миру на Земле!», который отразил глубокий смысл и цель этих игр — использование спорта в качестве средства для построения мостов международного сотрудничества и укрепления мира на Земле. Год проведения игр — 1986 — был особенным, поскольку Организация Объединенных Наций провозгласила его Международным годом мира. Это дополнительно подчеркнуло важность мирного сотрудничества и разрешения конфликтов на мировой арене. В таком контексте проведение Игр доброй воли в Москве стало символом стремления к миру и преодолению политических разногласий через спорт.

Мероприятие, которое возникло в 1980-х гг., в период наиболее напряженных отношений между СССР и капиталистическим лагерем, представляло собой важный шаг в сторону смягчения враждебности и повышения взаимопонимания между двумя мировыми державами. В то время обстановка была настолько напряженной, что Олимпийские игры, традиционно являющиеся площадкой для спортивного противостояния и демонстрации превосходства, стали препятствием для сотрудничества и взаимодействия.

Игры доброй воли стали значимым прецедентом, когда спортивные состязания использовались как мощный инструмент для смягчения политических противоречий и построения мостов доверия между двумя государствами. Они позволили встретиться спортсменам и болельщикам из СССР и США, участвовать в соревнованиях и обмениваться опытом, что способствовало укреплению культурных и человеческих связей. Более того, организация первых игр в Москве свидетельствовала о том, что даже в условиях напряженных международных отношений города могут стать площадкой для сотрудничества и диалога.

Игры доброй воли стали важным примером того, как спорт может преодолевать политические и идеологические различия, создавая возможности для мирного взаимодействия и обмена ценностями между народами. Они подчеркнули, что спорт имеет способность объединять людей, даже когда политика и дипломатия оказываются на перекрестке столкновения интересов, и стали важным напоминанием о силе спорта как инструмента «мягкой силы», способного содействовать международному сотрудничеству и сближению народов во благо мира и стабильности.

Возможны ли Игры дружбы в условиях «холодной войны 2.0»?

Организация подобных альтернативных спортивных соревнований имеет важное значение для развития международных спортивных отношений и поддержания диалога между странами, особенно в периоды политического напряжения, продвигая спортивные ценности и укрепляя дружбу и взаимопонимание между нациями. Это активно поддерживает Российская Федерация, для которой использование спорта как инструмента «мягкой силы» и государственной мощи является важным аспектом ее внешней политики.

В условиях изоляции российского спорта альтернативные ОИ спортивные мероприятия могут быть использованы Россией для поддержки связей с дружественными странами и укрепления союзнических отношений перед лицом конфронтации с западным сообществом. Они предоставляют возможность для страны продемонстрировать свою спортивную мощь и достижения на международной арене, особенно в тех видах спорта, где российские спортсмены являются неоспоримыми мировыми лидерами, завоевывая медали (хоккей, биатлон, лыжные гонки, художественная гимнастика, фигурное катание).

В этом контексте создание спортивного мегасобытия, аналогичного Играм доброй воли и «Дружбе-84», может стать ценным шагом для России. Такое мероприятие на межрегиональном уровне будет способствовать укреплению связей между государствами-участниками и созданию платформы для развития дружественных отношений и спортивного сотрудничества. Оно позволит продемонстрировать способность организовывать крупные спортивные события, привлечь внимание международного сообщества и укрепить свою репутацию как государства, способного внести значимый вклад в развитие спорта и спортивных связей.

В этом контексте особый интерес представляет амбициозная идея проведения Игр дружбы в сентябре 2024 г., анонсированная на панели «Суверенитет в спорте», прошедшего в июне 2023 г. на полях Петербургского экономического форума. По словам министра спорта РФ О. Матицина, Россия приняла решение о проведении данных Игр для укрепления дружбы между спортсменами, государствами, СМИ: « Сейчас очень важно говорить правду абсолютно всем, тем более что есть сложности в мире спорта, когда Россия находится под сильным давлением международных спортивных организаций».

Россия обладает значительным опытом в организации крупных международных спортивных соревнований. За последние 15 лет страна принимала и успешно проводила множество значимых мероприятий, включая чемпионаты мира по футболу, плаванию, легкой атлетике, разнообразные универсиады и т.д. Стратегическая роль данных игр тесным образом связывается с нацеленностью России, равно как и дружественных стран, организовать спортивные состязания на основе географического и политического компонента, но без враждебной политизации спортивной сферы и подмены политическими интересами того или иного государства спортивных принципов.

Стратегическим элементом планируемых Игр выступает стремление России к отказу от политизации с дальнейшим снижением вероятности участия в спортивных соревнованиях стран, которые могут использовать спортивную составляющую в качестве элемента геополитического противоборства. По утверждению О. Матицына, «Всемирные игры дружбы не являются политизированными соревнованиями и не направлены против Международного олимпийского комитета».

На Всемирных играх можно ожидать участия различных стран и регионов со всего мира. Среди потенциальных участников можно выделить страны Латинской Америки, которые в последнее время укрепляют дружественные отношения с Россией. В частности, проявить интерес к Всемирным играм дружбы могут страны, входящие в Боливарианский альянс АЛБА (в особенности на фоне участия сборной РФ в Боливарианских играх в мае 2023 г.). Также можно ожидать участие стран из ближнего зарубежья, которые уже установили прочные спортивные контакты с Россией. Это страны Центральной Азии, такие как Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, а также Армения, Монголия и Беларусь. Бесспорно, на играх стоит ожидать участия ближайших союзников России по БРИКС — Китая и Индии, как показатель спортивного престижа и международного влияния России. Возможно, стоит ожидать заинтересованность в участии представителей арабского мира (Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия и Иран).

В целом участие различных стран и регионов на Всемирных играх будет способствовать разнообразию и культурному обмену, а также укреплению дружественных отношений между спортсменами и государствами. Это мероприятие имеет шансы стать поистине беспристрастной площадкой для демонстрации спортивных достижений и сближения международных сообществ.

Важной отличительной чертой данных соревнований видится идеологическое развитие «гибридного» характера соревнований с концептуальной точки зрения. Так, с учетом существующего противостояния России и Запада, а также производных ограничений политического, социального, спортивного характера, данные соревнования ориентированы на закрепление в их структуре международного статуса, что прослеживается в курсе на привлечение дружественных стран. Указанный аспект, учитывая созидательную нацеленность России на проведение общей политики в условиях многополярного и равноправного мира, включая политику в сфере мягкой силы, спортивную дипломатию, сопутствует созданию более продвинутой по сравнению с ОИ концепции проведения международных соревнований, учитывающей наработанный государствами на международном уровне опыт. Важность сохранения международного статуса соревнований связана с естественной открытостью России для сотрудничества и нацеленностью на вовлечение в структуру соревнований всех желающих стран, разделяющих продвигаемые Россией принципы открытости, созидательности и отказа от политизации спортивных соревнований, а также государств, готовых к наработке нового опыта.

Интерес России к проведению Всемирных игр дружбы также связан с необходимостью создания альтернативных действующим под западной эгидой спортивным форматам с повышением вовлеченности граждан в продвижение спорта, включая использование российской спортивной инфраструктуры. Этот шаг особо важен, учитывая, что действующие при западном влиянии, поддержке и финансировании спортивные организации обладают крайне низкой резистентностью к попыткам их использования в качестве элемента политического противостояния и геополитического доминирования. Итогом становится расширение использования практики по вовлечению спортивных организаций в политическое противостояние России и Запада с дальнейшей политизацией как отдельных форматов международных соревнований, так и спортивной сферы в целом. Дополнительным итогом является подмена спортивных принципов (открытость, равенство, добросовестность, честная конкуренция) политическими и идеологическими императивами, девальвирующими принципы честной спортивной конкуренции.

Стоит полагать, что Всемирные игры дружбы можно рассматривать как «пробу пера» или в качестве экспериментального турнира глобального масштаба, учитывая, что в 2024 г. пройдет лишь первый «раунд» данных соревнований, тогда как в дальнейшем планируется их проведение на регулярной основе. Это формирует потребность сторон в фактической проверке в «реальных условиях» всех сервисов, технологий, видов спорта, включенных в спортивную программу, что позволит провести качественный анализ и сформировать дальнейшие направления развития данного турнира (к примеру, на зимний период 2024–2025 гг., на среднесрочную и долгосрочную перспективы).

Производным фактором также выступает стимулирование туристической, спортивной активности, содействие углублению интеграции на уровне дружественных стран с Россией в спортивной, общественной, социальной, культурной и политической сферах, повышение взаимосвязанности государств за счет создания регулярного формата соревнований, ориентированного как на объединение взаимодействующих стран, так и на интеграцию технологий, передовых технических и технологических решений в спортивную сферу с целью качественного развита спортивной отрасли, спортивной индустрии в целом, а также создания качественных механизмов проведения спортивных мероприятий, учитывающих региональную специфику, построенных на универсальных спортивных принципах, но лишенных западного влияния.

Это подчеркивает нацеленность России на создание альтернативных спортивных форматов состязаний, фундаментальной базой которых является отказ от политизации спортивных соревнований, а также пресечение саботажа спортивного взаимодействия на основе геополитических причин, под которыми может подразумеваться изоляция и исключение России из международной политической, общественной, спортивной жизни.

Однако важно отметить, что успех данных Игр зависит от их организации в соответствии с принципами честной игры, этичности и спортивной справедливости. Для того чтобы они действительно способствовали укреплению дружбы и взаимопонимания, необходимо создать справедливые условия для участников, обеспечить честную судейскую практику и предоставить равные возможности для всех спортсменов. Таким образом, проведение Всемирных игр дружбы – 2024 может стать важным шагом для России в направлении восстановления доверия и укрепления своей позиции в международном спортивном сообществе. При условии соблюдения принципов честной игры и прозрачности эти Игры могут стать платформой для развития дружеских отношений, обмена опытом с масштабированием данного формата до глобальной альтернативы ОИ деполитизация которых на данный момент не предвидится.

1. Hübner S. The Fourth Asian Games (Jakarta 1962) in a Transnational Perspective: Japanese and Indian Reactions to Indonesia's Political Instrumentalisation of the Games // The International Journal of the History of Sport, 2012, Vol. 29, No 9. Pp. 1295–1310.

2. Modelski G. The New Emerging Forces: Documents on the Ideology of Indonesian Foreign Policy. Canberra: Australian National University, 1963. P. 87.

3. Boykoff J., Zirin D. Power Games: A Political History of the Olympics. London: Verso, 2016. P. 119.

4. Field R. The Olympic Movement’s Response to the Challenge of Emerging Nationalism in Sport: An Historical Reconsideration of GANEFO. Winnipeg: University of Manitoba, 2011. P. 12.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся