Блог Алимусы Ибрагимова

Что обещает Азербайджану президентство Байдена?

2 февраля 2021
Распечатать

Мы будем видеть Джо Байдена на посту президента США как минимум предстоящие четыре года. Что обещает американский лидер, сместивший Дональда Трампа, Азербайджану, Южному Кавказу и региону в целом? Какой будет его политика в отношении Азербайджана в контексте Карабаха? Как будет развиваться отношение нового президента США к региональным державам, имеющим свои интересы на Южном Кавказе?

54860_image.jpg

Фото: azertag.gov.az

Сегодня Азербайджан укрепляет взаимовыгодное сотрудничество с великими державами. Следует признать, что Соединенные Штаты играют важную роль в построении нового мирового порядка. В связи с этим отношения между Азербайджаном и США имеют особое значение. Курс внешней политики США в Азербайджане развивается на основе взаимных интересов. Наша страна расширяет и развивает отношения со всеми крупными государствами в рамках национальных интересов. Азербайджано-американские отношения также основаны на этих критериях.

То, что Азербайджан находится в зоне интересов США, особенно на нынешнем этапе развития двустороннего сотрудничества, говорит о том, что отношения с нашей страной в числе приоритетов внешней политики этой супердержавы. Разумеется, это вполне естественный факт, если не сбрасывать со счетов интересы американской стороны на Южном Кавказе. Отношения с Соединенными Штатами, которые стремятся продвигать свои интересы в регионе, соответствуют интересам Азербайджана, который стремится привлечь иностранные инвестиции, интегрироваться в мировую экономику, реализовать региональные проекты мирового значения, увеличить финансовые доходы страны. Азербайджан наладил широкое экономическое сотрудничество с США. Основными направлениями этого сотрудничества являются развитие нефтегазового сектора в Азербайджане, строительство и эксплуатация новых трубопроводов, реализация инфраструктурных проектов вдоль коридора Восток-Запад, расширение взаимной торговли в ненефтяном секторе.

Еще на заре независимости Азербайджана в 90-е годы прошлого века благодаря во многом именно поддержке Вашингтона удалось решить все проблемы, связанные с «Контрактом века». Напомним, что контуры многозначности в азербайджано-американских отношениях стали проступать после подписанного в сентябре 1994 года в Баку "Контракта века" - соглашения сроком на 30 лет с рядом крупнейших транснациональных компаний по совместной эксплуатации нефтяных залежей в азербайджанском секторе Каспия. Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев в то время отметил, что "Контракт века" был подписан благодаря доверию, оказанному независимому Азербайджанскому государству крупнейшими государства­ми, великими державами. Фактически это событие заложило основу сотрудничеству США и Азербайджана, после которого наша страна стала выгодным экономическим партнером влиятельных госу­дарств Запада, в первую очередь, для США.

При прокладке основного экспортного маршрута – нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан поддержка со стороны США была также оказана. Помощь в доставке азербайджанского газа в Европу Вашингтон оказывал с учётом своих интересов. Взаимовыгодное сотрудничество продолжается и сегодня.

Сегодня Азербайджан — один из главных торговых партнеров США на Южном Кавказе. Одним из показателей экономических отношений между двумя странами является то, что объем товарооборота увеличивается с каждым годом. Следует отметить, что совпадение позиций США и Азербайджана по многим вопросам — это один из ключевых факторов долгосрочного сотрудничества. Одним из важных направлений американо-азербайджанских отношений является сотрудничество в сфере безопасности. В связи с этим необходимо напомнить о сотрудничестве Азербайджана и США в борьбе с терроризмом.

С момента установления двусторонних дипотношений между США и Азербайджаном (в 1992 году, практически сразу после распада Советского Союза), они переживали различные периоды, в том числе, не самые лучшие. И то, что сейчас отношения находятся на высоком уровне - большая заслуга азербайджанского правительства, которое за 30 лет сотрудничества сохранило баланс в отношениях с Западом и Востоком. Благодаря многовекторной и выверенной внешней политике руководства Азербайджана, сегодня говорить о каком-то дисбалансе в отношениях с Россией, США, Европой (в условиях, когда эти мировые державы имеют различные интересы к южно-кавказскому региону) не приходится. Лавировать в таких условиях между ними, сохранять с каждой из них ровные отношения, не препятствующие национальным интересам, крайне сложно.

С другой стороны, учитывая напряженность в отношениях России с США и с Европой, сохранять баланс в этом сложном геополитическом треугольнике еще более трудная задача. Азербайджан, в отличие от Грузии и Армении не стремится войти ни в один из военных союзов, не строит планы по вхождению в Евразийское пространство, или в Европейский Союз. В этом отличительная особенность внешней политики нашего государства, которая направлена исключительно на национальные интересы.

Интересы США в отношении Азербайджана сопряжены с тем, чтобы расширить влияние в Каспийском регионе. Для США эта задача выгодна с точки зрения энергетической безопасности, торгово-экономического и стратегического партнерства. США понимают, что регион представляет собой важный перекресток Европы и Азии, который на протяжении истории служил плацдармом для серьезных военно-политических действий, поэтому для них важно вхождение в этот регион для создания безопасных для себя транзитных зон транспортировки и разработки энергоресурсов. С другой стороны, привлекательности региону добавляет и статистика фактов, согласно которым, углеводородные запасы региона оцениваются на уровне 48 миллиардов баррелей нефти и 292 триллионов кубических футов газа. Грубо говоря, с точки зрения энергоресурсов, каспийский регион представляется для американцев чем-то вроде "нераспаханного поля", они прекрасно понимают, что это весьма перспективный регион.

На сегодняшний день в отношениях между Азербайджаном и США нет серьезных проблем, и о том, что сотрудничество между двумя странами будет развиваться и впредь, заявляют официальные лица. Азербайджан привержен международно-правовым нормам, и то, что Баку принимает активное участие в различных энергетических проектах, присоединяется к инициативам Северно-Атлантического альянса, включается в борьбу с терроризмом - составная часть последовательной и системной внешней политики. Именно поэтому Баку стал той исторической площадкой, где в свое время состоялась важнейшая встреча начальников Генштабов ВС России и ВС США. Это был доверительный шаг со стороны наших двух стратегических партнеров к Азербайджану, что, собственно, не что иное, как результат взвешенной государственной стратегии нашего государства.

С приходом в Белый дом новой президентской администрации Джо Байдена заметно вырос интерес экспертного сообщества к политике США в направлении Азербайджана. Сегодня представители американского экспертного сообщества прогнозируют дальнейшее развитие успешного сотрудничества между Азербайджаном и США, отмечая, что расширение связей с ведущей страной региона может принести обоюдную выгоду как супердержаве, так и Азербайджану, особенно в решении приоритетных вопросов геополитического и стратегического значения.

В первую очередь, следует отметить, что Джо Байден - политик, довольно хорошо знакомый с регионом, он хорошо осведомлен о процессах, происходящих на Южном Кавказе. Скорее всего, он будет проводить традиционную политику. США будут уделять больше внимания факторам, связанным с энергетическим сектором. Они также обратят внимание на вопросы безопасности. Азербайджан будет рассматриваться через призму отношений со странами Южного Кавказа и Центральной Азии. В то же время для Вашингтона разумно рассматривать регион через призму Ирана. Как видно, Азербайджан - чрезвычайно важный игрок для США. Отношения между Азербайджаном и США выстроены по определенной системе и в любом случае эта система не будет затронута. Байден много говорит о демократии, а реализация этой политики делает неизбежной упор на права человека. Это традиционный подход, и если он отошел на второй план при Трампе, то при Байдене эта тематика вновь выйдет на передний план.

Во внешней политике США никогда не происходит радикальных изменений. Отношение США к Азербайджану не изменилось за последние 10 лет, и вполне вероятно, что прежняя политика продолжится и в последующие годы. Отношение США к Южному Кавказу, в частности к Азербайджану, формируется на фоне политики, проводимой в отношении России, то есть как минимум прежние отношения сохранятся.

Отношение Вашингтона к Азербайджану в определенной степени зависит также от американо-турецких отношений. Другими словами, чем теплее отношения Вашингтона и Анкары, тем лучше для Баку. Опыт последних 20 лет показал, что самые холодные отношения между двумя странами были во времена администрации Дональда Трампа. Между Байденом и Трампом существуют антагонистические противоречия. Поэтому ожидать для Анкары какие-либо «сюрпризы» со стороны Белого дома было бы неразумно. И Турция, и Азербайджан являются соседями Ирана, против которого США в настоящее время ведут гибридную войну. Уже одного этого фактора достаточно, чтобы утверждать: никаких негативных изменений в политике США в отношении Турции и Азербайджана не произойдет. Напротив, США и Европа в очередной раз попытаются укрепить отношения с Анкарой и Баку. Если Соединенные Штаты и Европа в нынешней ситуации проявят холодное отношение к Турции и Азербайджану, это будет в первую очередь в интересах Ирана. В этом случае Турция и Азербайджан отвернутся от США и Европы, и сформируют новый союз с Ираном и Россией, а такой альянс может стать настоящим кошмаром для США и Европы. В результате Восточная Европа и Азия в целом могут выпасть из сферы влияния США и Западной Европы.

В отношениях США с Турцией скорее всего преимущественно будут использованы механизмы дипломатического давления, а политико-популистская риторика отойдет на второй план. Вашингтон также понимает, что Анкара является его союзником по НАТО. В целом в рамках НАТО США продолжат работать с союзниками, в том числе с Турцией. Не будем забывать, что у США есть база Инджирлик в Турции и Америка намерена сохранить ее. Во время администрации Трампа высказывались мнения о необходимости сокращения присутствия США в Турции. Байден, наоборот, попытается более эффективно использовать роль Турции в региональных делах. Скорее всего, США вернутся в Сирию, а возвращение США в Сирию подразумевает использование в этом вопросе турецкого фактора.

Наконец, самый важный фактор: Азербайджан играет особую роль в энергетической безопасности Европы. Италия, Греция, Болгария и другие южноевропейские страны получают бакинскую нефть и газ. Недавно был запущен проект ТАП. Кроме того, Азербайджан подписал меморандум о взаимопонимании с Туркменистаном о совместной разработке углеводородных ресурсов Каспийского моря. Это сулит большими перспективами выхода в Европу, в ближайшем будущем Туркменистана с богатыми запасами природного газа.

Фактически на сегодня роль армянского фактора в регионе заметно ослабла. Это правда, что армянский фактор играет определенную роль во внутренней политике США. К примеру, сюда можно отнести фактор диаспоры. Но лидеры США предпочитают реалистическую политику и поэтому думаем, что при Байдене не произойдет преувеличения армянского фактора.

А какие шаги Вашингтон может предпринять по карабахскому вопросу при Байдене? Опыт последних 30 лет показывает, что активность США в этом вопросе была в политико-дипломатической сфере. На самом деле у США и других европейских акторов мало возможностей для активного вмешательства. Поэтому не думаем, что роль Америки в урегулировании карабахского конфликта сильно изменится. Соединенные Штаты признали трехстороннее соглашение от 10 ноября. После этого не реальны попытки восстановить статус-кво, существовавшего до начала боевых действий. Позиция президента Азербайджана такова, что Карабахская проблема уже решена. После этого США смогут в лучшем случае оказать Армении материальную и моральную поддержку. Они могут предоставить Армении помощь в размере 50-60 миллионов долларов под вывеской «поддержки свободы». Азербайджан нужен США и Европе больше, нежели Армения. А в большой политике нет постоянных друзей, есть постоянные интересы.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся