Блог Данила Бочкова

Индия и Китай: 2 месяца после Доклама, что дальше?

8 декабря 2017
Распечатать

28 октября 2017 г. прошло ровно два месяца с момента взаимного отвода войск Китая и Индии с территории плато Доклам (Doklam). Противостояние военных двух стран на границе Китая, Индии и Бутана продолжалось в течение 71 дня. Причиной конфликта стало строительство Китаем дороги в сторону Бутана в районе плато Доклам – необитаемого района, использующегося в основном для выпаса скота. Китай и Бутан заявляют свои права на контроль над данной территорией. После отказа китайской стороны вывести строителей и технику со спорной территории и прекратить строительные работы, Индия, являясь самым дружественным по отношению к Бутану государством в регионе, приняла решение о вводе своих войск в район конфликта с целью обеспечения защиты интересов королевства. В ответ Китай незамедлительно разместил свой военный контингент на границе. Военные двух стран стояли «друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки», иногда случались драки, сопровождаемые метанием камней. 28 августа 2017 г. в преддверии очередного саммита стран БРИКС в китайском Сямэне, Китай и Индия достигли соглашения об отводе войск, которое формально соблюдается вплоть до настоящего времени. Однако трудно сказать, что все противоречия между странами разрешены. Стоит ли ждать нового витка эскалации в отношениях двух азиатских гигантов и есть ли альтернативный вариант развития ситуации?

Причина конфликта на плато Доклам и его последствия

16 июня 2017 года колонна китайских военных вместе со строительной техникой и дорожно-строительным оборудованием начала движение в сторону южной части плато Доклам на тот его участок, который Бутан считает своей суверенной территорией. Бутан выразил протест и призвал Китай прекратить строительные работы в районе. Данная просьба была проигнорирована китайской стороной. Королевство обвиняло Китай в нарушении соглашений 1988 и 1998 гг., предусматривающих взаимное согласие сторон воздерживаться от военного строительства в регионе. Бутан запросил помощи у своего ближайшего партнера в регионе – Индии. Отношения двух стран опираются на Договор о дружбе от 2007 г. (India-Bhutan Friendship Treaty), согласно статье 2 которого «страны должны тесно сотрудничать по вопросам их национальных интересов».

18 июня 2017 г. 270 военнослужащих Индии появились на плато Доклам . Китай обвинил Индию в двойных стандартах, напоминая о том, что она одобрила проведение собственного военного строительства на западной границе с Китаем. 29 июня 2017 г. в ходе пресс-конференции официальный представитель Министерства обороны КНР У Цянь (Wu Qian) призвал Индию «извлечь уроки из прошлого и прекратить опасные призывы к войне». Некоторые индийские СМИ растиражировали данное сообщение, сопроводив его комментариями о том, что Китай таким образом напоминает Индии о ее поражении в военном конфликте 1962 г. и тем самым указывает на возможность повторения данного события. В свою очередь министр обороны Индии Арун Джетли заметил, что Индия 2017 г. – не Индия 1962 г. и имеет полное право отстаивать свое территориальное единство.. Ситуация зашла в тупик, а выхода стороны найти не могли.

На самом деле беспокойство Индии было связано с коридором Силигури, известным также как «куриное горлышко» – узкой частью индийской территории, расположенной между Непалом и Бангладеш и имеющей вид своеобразного коридора шириной 20 км, которая соединяет основную часть страны с ее северо-восточными штатами. Опасения Индии состоят в том, что, если Китай построит дорогу на плато Доклам, то в случае жесткого военного сценария он сможет оперативно доставить сюда свои войска и установить полный контроль над данным проходом, тем самым отрезав 45-млн территорию Индии, примерно сопоставимую по размерам с площадью Великобритании.

Истоки конфликта уходят корнями в достаточно расплывчатые формулировки международного соглашения между Британской Империей и циньским Китаем от 1890 г., определившего сиккимско-тибетскую границу. Согласно статье 1 Договора, граница между Сиккимом и Тибетом начинается в районе горы Гипмочи (Gipmochi) на границе северного штата Индии Сикким и территории Бутана. Однако трактовка Индии и Бутана о начале сиккимско-тибетской границы отличается от китайской в связи с расхождением картографической информации, на которую ссылаются страны. Индия в ходе конфликта фактически не упоминала данное соглашение. Вместо этого на сайте МИД приводилось межправительственное соглашение от 2012 г. о разрешении трехсторонних территориальных споров между Китаем, Индией и любым другим участником с помощью консультаций со всеми заинтересованными сторонами.

28 августа 2017 г. Индия и Китай в преддверии саммита стран БРИКС в китайском городе Сямэнь (провинция Фуцзянь) договорились о взаимном отводе войск. Сложность переговоров, по мнению индийской стороны, состояла в том, чтобы Китай имел возможность «сохранить лицо» и в то же время дал четкие гарантии прекращения строительства дороги в спорном районе на плато Доклам. Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин (华春莹) заявила, что Китай продолжит защищать свою территорию в соответствии с историческими соглашениями, а также будет способствовать здоровому развитию отношений с Индией. Стоит отметить, что вопрос дорожного строительства официально в ходе выступления затронут не был.

Развитие ситуации после достижения перемирия и обстановка на данный момент

5 сентября 2017 г. во время встречи с премьер-министром Индии Нарендрой Моди на полях саммита БРИКС председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что хочет вернуть отношения с Индией на правильный путь, отметив: «Китай стремится работать с Индией с целью повышения политического доверия … и дальнейшего развития китайско-индийских отношений по верному пути».

12 сентября с.г. появились сообщения, что во время визита официальной делегации Непала в Пекин 7 сентября министр иностранных дел КНР Ван И подчеркнул, что Китай намерен ускорить укрепление сотрудничества с Непалом и будет способствовать выведению отношений двух стран на новый уровень, способный обеспечить взаимную поддержку по ключевым интересам обоих государств. В ходе конфликта Непал сохранял нейтралитет. В ходе встречи 7 сентября премьер Госсовета КНР Ли Кэцян пообещал Непалу оказать помощь в экономическом и социальном развитии, что может трактоваться как знак одобрения со стороны Китая в ответ на нейтралитет Непала в ходе конфликта.

11 октября с.г. появилась информация с заседания высшего военного руководства Индии о необходимости интенсификации дорожного строительства и военного усиления так называемого «центрального сектора» – участка на границе Индии и Китая, отделяющего Тибет от индийских штатов Химачал-Прадеш и Уттаракханд и заканчивающегося на пересечении границ Индии, Китая и Бутана, где произошел летний конфликт. Военное руководство считает, что следующий удар Китай готовится нанести именно в районе штата Уттаракханд, так как КНР уже завершила строительство всепогодных дорог на 4 ключевых горных перевалах (Niti, Lipulekh, Thangla-1 and Tsang-Chokla) на границе со штатом. Центральный сектор оставался мирным даже во время конфликта 1962 г., когда основная борьба проходила в Западном (Ладакх) и Восточном (Аруначал-Прадеш) секторах. В ходе конференции было также упомянуто, что Китай развил и усовершенствовал целую сеть железных дорог, трасс, воздушных баз, радарных систем, логистических хабов и прочей инфраструктуры в Тибетском автономном районе так, что теперь КНР способна разместить в нем 30 дивизий по 15 000 военнослужащих в каждой, включая 5 или 6 дивизий быстрого реагирования. Индия предполагает завершить строительство основных дорожных магистралей в Уттаракханде к 2020 г. За последние два года в граничащих с Китаем штатах было построено в общей сложности 654 км дорог (для сравнения – в штате Джамму и Кашмир на границе с Пакистаном – 283 км), в Сиккиме – всего 49 км с 2015 г., а в Уттаракханде – пока только 6,7 км.

14 октября с.г. стало известно, что 27 сентября представители Бутана и Китая провели встречу в Индии для обсуждения дальнейшего развития ситуации в регионе. При этом было упомянуто, что индийско-китайское перемирие в целом соблюдалось, нарушения на границе замечены не были. Однако китайские военные не выведены полностью из спорного района и находятся на расстоянии 800-900 м от территории непосредственного приграничного столкновения летом 2017 г. Дорожные работы на ноябрь 2017 г. велись в 12 км к северу от места противостояния Индии и Китая. Важным для Индии событием после вступления в силу договоренности об отводе войск стало замечание Бутана, который в ходе самого конфликта вел себя достаточно пассивно и мало выступал с заявлениями, относительно необходимости поддержания мира и статус-кво на границе Бутана, Индии и Китая в соответствии с соглашениями. Индия воспринимает данное заявление в качестве поддержки своей позиции о необходимости разрешении приграничных споров с Китаем при участии третьих стран на основе межправительственной китайско-индийской договоренности от 2012 г. в формате консультаций всех заинтересованных сторон. Кроме того, Бутан ведет переговоры с Китаем напрямую, без привлечения индийской стороны. В свою очередь, Китай заинтересован в выводе Бутана из-под индийского влияния, и, возможно, именно по предложению Китая к диалогу не привлекается Индия. Ведь и в вопросах разрешения споров в Южно-Китайском море Пекин тоже отдает предпочтение двусторонним переговорам, что помогает избегать возникновения разногласий характерных для многосторонних форматов[1].

19 октября с.г. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что администрация Трампа приняла решение об углублении отношений с Индией с целью противостояния Китаю. Глава дипведомства США также отметил, что Китай подрывает нормы международного порядка, а провокационные действия КНР в Южно-Китайском море (возведение искусственных островов и развитие военной инфраструктуры на них) ясно демонстрируют, что Китай бросает вызов всей системе международного права. Представляется очевидным, что углубление связей США и Индии может определенным образом усилить позиции Нью-Дели в регионе и добавить определенной уверенности в диалоге с Китаем.

29 октября с.г. стало известно, что Индия предоставила своей пограничной полиции 25% операционного объема геостационарной спутниковой системы GSAT-6 для контроля за ситуацией на границе с Китаем. Это демонстрирует усиление индийского внимания к вопросам пограничных районов.

На ландшафт индийско-китайских отношений повлияет и прошедший в Пекине XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК), а точнее превращение Си Цзиньпина в «сердцевину политической системы» КНР. Председатель КНР был приравнен к таким фигурам политического олимпа Китая, как Мао Цзэдун и Дэн Сяопин, внеся его «идеи о социализме с китайской спецификой для новой эры» ("习近平新时代中国特色社会主义思想) в устав КПК. Теперь все проекты председателя Си, запущенные во время его первого срока, скорее всего получат новый импульс к дальнейшему развитию. К таким инициативам относятся, например «Один пояс – один путь», который также был добавлен в устав КПК, и его часть – «Китайско-пакистанский экономический коридор». Первый Индия критикует за его односторонний характер и отсутствие институциональных рамок, а второй – за нарушение территориальной целостности Индии. Кроме того, Нью-Дели демонстративно бойкотировал Форум международного сотрудничества «Один пояс — один путь» в Пекине 14-15 мая 2017 г. Так же трудно сказать наверняка, как изменится внешняя политика Китая после официального заявления Си Цзиньпина в докладе XIX съезду КПК о том, что Китай постепенно приближается к центру мировой [политической] арены (…我国日益走近世界舞台中央). Можно предположить, что внешняя политика КНР станет более уверенной и проактивной, а, следовательно, и менее компромиссной в отношении каких-либо посягательств со стороны других стран (в первую очередь Индии) на территориальную целостность Китая. Не случайно бывший секретарь МИД Индии Кришан Чандер Сингх в своей статье от 30 октября с.г. обращает внимание на то, что аккумулировавший всю полноту власти Си Цзиньпин сможет реализовать цели по развитию Китая, поставленные в ходе его выступления на съезде КПК. А Индии необходимо изменить свои подходы к управлению в ряде аспектов внутренней политики, особенно в экономическом плане, чтобы «китайская мечта не превратилась в индийский кошмар».

29 октября с.г. председатель Си в ответе на письмо пастуха из поселка Юмай на границе с Индией, насчитывающего 32 жителя, поблагодарил его семью за многолетние усилия по «защите территории Китая», ведь именно наличие жителей в деревне позволило обезопасить данную территорию от оккупации Индией. Дата появления заявления Си Цзиньпина совпадает с двухмесячным периодом действия договоренности об отводе сил (28 октября с.г.). Можно предположить, что председатель Си напоминает о том, что Пекин еще не забыл о конфликте на границе и продолжает пристально следить за обстановкой вокруг него.

Заключение

Отношения Индии и Китая переживают серьезные испытания: между странами отсутствует политическое доверие, а градус взаимной напряженности остается высоким. Несмотря на формальное наличие переговорного процесса, события на плато Доклам обнажили отсутствие четко выработанного механизма экстренных консультаций и оперативного разрешения пограничных споров. Попытки создания подобного механизма уже принимались: так в октябре 2013 г. было подписано Всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве на границе («Border Defence Cooperation Agreement»), которое было достигнуто после пограничного конфликта в Ладакхе (штат Джамму и Кашмир) с целью предупреждения обострения ситуации на приграничных территориях и скорейшего преодоления возникающих противоречий. Но, как показали события июня-августа 2017 г., данный механизм не смог в полной мере сработать на ранней стадии противостояния, как это предполагает само соглашение, и тем самым предотвратить затягивание конфликта на долгие месяцы.

Конфликт 2017 г. года продемонстрировал нежелание обеих стран идти на компромиссы: переговоры сопровождались воинственной риторикой и взаимными обвинениями, масла в огонь подливали и СМИ обеих стран, периодически публикующие противоречивую информацию о приграничном споре. Очевидно, что конфликт обнажил отсутствие у Индии и Китая способности слушать и слышать друг друга, ведь в течение более двух месяцев страны не смогли прийти к единому мнению относительно международно-правового характера их спора, то есть в рамках какого именно договора они оспаривают права друг друга. Китай ссылался на одно соглашение, Индия – на другое, а Бутан – на третье. Сейчас кажется вполне очевидным, что Китай пошел на уступки лишь для сохранения своего международного имиджа: нужно было провести саммит БРИКС, затем началась подготовка к XIX съезду КПК – главному событию политической жизни КНР. Проводить данные мероприятия с грузом тлеющего конфликта было бы очень опрометчиво.

Если смотреть на долгосрочную перспективу, то вполне очевидно, что приграничные споры будут находиться на повестке дня индийско-китайских противоречий долгое время, поскольку реальной возможности или хотя бы предпосылок для их разрешения сейчас нет. Можно предположить, что в краткосрочной перспективе в горячих фаз противостояния быть не должно, так как министр иностранных дел КНР Ван И должен прибыть с официальным визитом в Индию 11 декабря 2017 г. для участия в трехсторонней встрече министров иностранных дел стран РИК (Россия-Индия-Китай). Нью-Дели и Пекин вряд ли будут заинтересованы в осложнении своих и без того напряженных отношений в преддверии данных переговоров. При этом сложно сказать, будут ли сдерживающие факторы действовать и в дальнейшем. Одно ясно наверняка: в интересах обоих государств сделать выводы из летнего «стояния лицом к лицу» и тщательно оценить возможные негативные последствия от повторения подобных событий.

1 Бочков Д.А. Политика КНР в вопросах территориальных споров в Южно-Китайском море. // Мировая политика XXI века: долгосрочные тенденции, новые вызовы, свежий взгляд. Сборник статей по материалам секции «Мировая политика» XXII и XXIII сессий Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». / Отв.ред. В.И. Бартенев, Н.В. Юдин. – Москва: Издательство Московского университета, 2017. – С. 200

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся