Блог Мирильяса Агаева

Как Эрдоган проиграл первые выборы в своей карьере

7 мая 2024
Распечатать

31 марта 2024 г. состоялось знаковое событие для современной политической истории Турции, которое может стать решающим для режима Реджепа Эрдогана. Партия справедливости и развития (AKP), которая на протяжении 22 лет выигрывала все выборы и референдумы, впервые потерпела поражение. Итоги выборов 2024 г. стали настоящим потрясением для всей правящей элиты. Они могут полностью ослабить правящую партию.

756550632110332.jpg

Источник: RBC

Политический климат после всеобщих выборов 2023 г.

Спустя почти год после всеобщих выборов становится ясно, что их итоги имели более глубокие последствия, чем победа Реджепа Эрдогана. Мы в тексте, посвященному анализу майских выборов, отмечали, что они породили теневые структурные изменения, которые вызовут электоральный сдвиг. Их итоги вызвали разочарование у оппозиции. Ее накачивали обещаниями о неминуемой победе над Эрдоганом, которой не случилось. Это оставило след на проигравшей стороне. В Республиканской народной партии (CHP) начался конфликт, который закончился сменой руководства. «Хорошая партия» (İYİ) дистанцировалась от остальной оппозиции. Прокурдский блок провел ребрендинг и смену политического курса. Но основным тезисом после выборов было то, что оппозиция будет расколота, что усилит политическую апатию и усилит Эрдогана.

Раскол действительно произошел, апатия также наблюдалась. Но на этом фоне забылось то, что недовольство правительством Эрдогана никуда не делось. Недооценивалось и то, что Эрдоган выиграл у противоречивого Кылычдароглу только во втором туре. Во время предвыборной кампании основным обещанием Эрдогана было улучшение экономического положения. После выборов новый-старый министр финансов и казначейства Мехмет Шимшек обещал снизить инфляцию до однозначных значений в 2025 г. и просил население потерпеть. Однако ожидания и реальность разошлись. На следующий день после выборов началось падение курса турецкой лиры, в результате чего она обесценилась на треть. Летом был повышен ряд налогов. Не наблюдалось даже первых признаков улучшения ситуации. Но что хуже, Шимшеку не удалось удержать относительную стабильность, которая была сформирована перед выборами 14 мая 2023 г. Все это имеет прямое отношение к результатам выборов, так как экономические проблемы были раскрыты, а перекрыть их не удалось. Непосредственно во время предвыборной кампании фиксировалось ухудшение экономических показателей (Рис. 1). Поэтому перед выборами проблемы существовали и у тех, и у других, но о проблемах оппозиции говорили больше.


Рисунок 1. График изменения инфляции и индекса потребительского доверия. С мая 2023 г. наблюдается новая волна снижения.

01-1.png  01-2.png

Источники: Турч Шатыроглу, Habertürk

Особенность кампании Республиканской народной партии

Главной особенностью фона предвыборной кампании CHP было то, что она до марта проходила под влиянием скандалов. Во время кампании больше всего говорили о главной оппозиционной партии, и чаще всего ее упоминали в негативном свете. Это формировало критическое отношение к фигуре нового председателя партии Озгюра Озеля. Его называли слабым лидером из-за того, что он зависит от мэра Стамбула Экрема Имамоглу и принимает непопулярные решения. Это все влияло на оценку шансов CHP в городах, в которых она победила в 2019 г. Ожидалось, что кемалисты могут испытать проблемы в Адане, Анталье и Хатае.

Но сама кампания приобрела иной характер. Почти с самого ее старта мэры Анкары и Стамбула Мансур Яваш и Экрем Имамоглу доминировали в своих городах, что дало позитивный импульс в других провинциях. CHP делала ставку на социальные темы и политику меритократии. Интересно то, что в провинциях на первый план начал выходить националистический дискурс. Он сыграл решающее значение в успехе партии в Ушаке и Афьонкарахисаре.

Среди проблем кампании нужно отметить хатайский кризис, который был связан с выставлением кандидатуры Лютфю Саваша. Он на протяжении 10 лет был мэром Хатая, однако после землетрясений 2023 г. стал восприниматься в качестве токсичной фигуры. Общественность ожидала, что партия откажется от Саваша, однако этого не произошло. В итоге после наполненной интригами кампании Саваш проиграл выборы с небольшим отрывом.

Основой кампании CHP стало отражение волнующих население проблем без ставки на тотальную критику эрдоганизма. Преимуществом CHP стало наличие альтернативной системы управления и выражение центристского политического курса. В пользу них сыграло и отсутствие коалиций, что не создало преграды для консолидации протеста. CHP из первой оппозиционной партии превратилась в прямую альтернативу AKP.

Особенность кампании Народной коалиции

Само участие этой коалиции — главный ключ к пониманию кампании проэрдогановских партий. Это единственный блок, который сохранил свое существование после выборов 2023 г. Этот факт воспринимался как переход психологического преимущества к нему. По сути, ее сохранение в условиях раскола оппозиции подавалось как козырь AKP. Единые кандидаты были выставлены в 55 провинциях, и в 7 из них были поддержаны представители Партии националистического движения (MHP). AKP этим шагом стремилась консолидировать проэрдогановского избирателя, что удалось сделать в мае 2023 г. На сей раз она хотела выиграть числом, пока против нее выступала разрозненная оппозиция. В стане правящей партии ожидалось, что ее сторонники впадут в депрессию из-за того, что все основные партии выставили сильных кандидатов в крупных городах. Однако сыграть на этом не удалось из-за скепсиса электората MHP по поводу отказа руководства выставлять кандидатов в двух третях провинций. Националисты просто не приняли кандидатов AKP. Неудачный их выбор повлиял на поражение партии. Кандидаты AKP в Стамбуле и Анкаре Мурат Курум и Тургут Алтынок вовсе стали мемами из-за совершенных ошибок.

Пошатнувшийся профиль AKP пыталась закрыть двумя способами. Во-первых, с помощью финансового ресурса. Мурат Курум в марте потратил на рекламу почти 5,5 млн лир, что в 3 раза меньше затрат Экрема Имамоглу. Удивило также рекордное количество рекламных роликов. Во-вторых, AKP широко использовала админресурс. В пользу ее кандидатов агитировали министры. Запоминающимся моментом кампании стала фраза Эрдогана: «нет голосов — нет газа». Так выдвигалась мысль о том, что национальные и муниципальные власти должны быть представлены одной и той же партией.

Но эти факторы не смогли перебить оживление экономических проблем и низкое качество кандидатов. Также AKP не смогла навязать атмосферу поляризации, а давление на избирателей не дало своих плодов.

Интересно то, что перед началом кампании положение AKP считалось самым благоприятным на фоне скандалов в рядах оппозиции и коалиции с MHP. AKP была фаворитом кампании, но эти козыри использовать не удалось.

Особенность кампании других больших партий

На характер кампании влияние оказали такие акторы, как Хорошая партия, Партия равенства и демократии народов (DEM) и Партия повторного благоденствия (YRP). Их стратегии отличаются тем, что они делали ставку на модель независимой партии. Но привела она к разным результатам.

«Хорошисты» со скандалом отказались от сотрудничества с CHP и усиленно доказывали свое право на внеблоковое участие в выборах. Бывший лидер партии Мераль Акшенер описывала стратегию партии как «раздражение» Имамоглу и Яваша, а слоганом кампании стало выражение «ты не обязан». Целью İYİ называли создание помех для победы кемалистов из-за открытого конфликта между двумя партиями, который усилил раскол в рядах «хорошистов». По этой причине она демонстративно выставляла сильных кандидатов во всех крупных городах и критиковала самых ярких звезд кемалистов. На начальном этапе фактор İYİ рассматривался как вероятное препятствие для победы CHP. Но уже в феврале стало понятно, что кемалисты перетянут поддержку у «хорошистов». Это стало возможным за счет того, что избиратель İYİ посчитал стратегию партии неадекватной и не хотел способствовать усилению AKP в крупных городах. В целом, своей цели они не добились.

DEM использовала ту же самую стратегию. Она радикализировала свой дискурс, сделав акцент на правах курдов. Даже выставив сильных кандидатов в мегаполисах, партия сохранила свой электорат на юго-востоке и не испортила отношения с CHP.

Главной новинкой кампании стала Партия повторного благоденствия (YRP). Мы отмечали, что она была сюрпризом прошлой кампании. Но на этот раз ее влияние увеличилось многократно. На выборы 2023 г. YRP шла как союзник Эрдогана. Однако после них их пути разошлись. Среди причин этого мы отметим ухудшение экономической ситуации, отказ от вето на вступление Швеции в НАТО и эскалацию палестино-израильского конфликта. Во всех этих моментах YRP критиковала позицию правительства. В итоге партия впервые пошла на выборы самостоятельно. Она также выставила своих кандидатов почти по всех провинциях, и стоит отметить, что это были сильные политики. Главным моментом кампании YRP стал масштабный трансфер кадров из AKP. Ближе к дате выборов партия Фатиха Эрбакана достигла цифры 500 тыс. членов, что сделало ее третьей партией страны по этому показателю. В плане образа YRP подавала себя в качестве альтернативы AKP для консерваторов. Особенность ее кампании проявилась в том, что она демонстрировала себя как партию, которая вернулась к исламским истокам и нацеливается на улучшение качества жизни мусульман.

В этом смысле эти партии были нацелены на получение выгоды от самостоятельного участия в выборах и закрепление своей аудитории. Партии пытались сыграть на чувстве разочарования главными партиями и дать надежду отдельным сегментам общества. Эффективность этой стратегии прямо зависела от нацеленности партии на решение проблем своей аудитории, способности эмоционально зарядить ее и качества проектов. Кто-то показал колоссальный рост, кто-то вышел сухим из воды, а кто-то потерял все, что имел.

Глубокие изменения

Результат выборов можно описать одним словом: сдвиг. AKP впервые за 22 года проиграла выборы, CHP впервые за 47 лет выиграла выборы. Результаты AKP ухудшились почти во всех провинциях, показатели CHP почти везде выросли (Рис. 2). Важно и то, что AKP продолжала терять поддержку среди своего ядерного электората (Рис. 3).


Рисунок 2. График изменения результатов CHP и AKP. Красная стрелка — рост, синяя — падение.

02-1.png  02-2.png


Рисунок 3. Динамика голосов AKP в 2015–2024 гг. в 1000 кварталах, где она набирает наибольшее количество голосов.

Источник: Мерт Узунсой

Радикальность изменений демонстрирует то, что CHP удалось победить в 4 из 7 регионов. Победы в Эгейском, Мраморноморском и Средиземноморском регионах нельзя назвать полными неожиданностями, так как это традиционные ареалы поддержки оппозиции. Но решающим является изменение ситуации во Внутренней Анатолии (Рис. 4). Впервые в своей истории AKP потеряла там монополию. В Причерноморье AKP сохранила свое доминирование, но и там наблюдаются негативные тренды. Регион разделился на западную часть, где доминирует оппозиция, и восточную, где все еще сильна AKP (Рис. 4). В этом смысле AKP потеряла почти все свои электоральные базы: она набрала больше 50% только в 3 провинциях с учетом коалиции с MHP (Рис. 6). Против AKP играет и то, что продолжает расти фрагментация: выросло количество партий, которые занимают первое место на уровне районов, и примеров перехода контроля районов от одной партии к другой (Рис. 5).

Рисунок 4. Результаты выборов во Внутренней Анатолии и Причерноморье показали усиление оппозиции.

04-1.png 04-2.png

Источник: Yeni Şafak




Рисунок 5. Результаты выборов на уровне районов и смена победителей.

05-1.png 05-2.png


Рисунок 6. Провинции, в которых кандидат набрал больше 50% голосов. CHP — красный, AKP — желтый, фиолетовый — DEM, синий — MHP.

Источник: Haritaları seviyorum

Все это указывает на торжество оппозиционных партий. Но есть другой разрез на ситуацию. Сумма результатов партий, которые в 2023 г. входили в состав Народной коалиции, и антиэрдогановского блока показывает сохранение плотной борьбы. Несмотря на то, что на эти выборы не повлияла поляризация, возможность ее активизации все еще сохраняется. Поэтому надо быть осторожным с оценками по поводу шансов AKP на следующих выборах.

06.png


Таблица 1. Сумма голосов проэрдогановских и антиэрдогановских партий (%)

Отдельно нужно отметить роль YRP. Эта партия стала главной новинкой кампании, однако назвать ее выступление сюрпризом нельзя. Ее рост прогнозировался еще до кампании. Она успешно сориентировалась в ситуации и начала укреплять образ и связь с целевой аудиторией. В этом смысле мы говорим о появлении 6-й укоренившейся партии. Но глобального влияния на победу CHP YRP не оказала. Даже если суммировать результаты AKP и YRP, почти во всех провинциях все равно выиграли бы кемалисты. Поэтому точнее будет сказать, что успех исламистов привел к падению результатов AKP, но это не стало фактором поражения правящей партии. При этом YRP, несомненно, создала условия для электорального сдвига во внутренних районах и рискует стать ключевой партией в ближайшем будущем.

Нужно затронуть электоральные причины изменений. При их объяснении в первую очередь прибегали к фактору явки. Изначально продвигалась мысль о том, что она упала за счет снижения мобилизации электората AKP. Это наблюдение является верным, однако явка падала и среди электората оппозиционных партий (Рис. 7).

08-t1.png

Рисунок 7. Явка на выборах 31 марта на основе партийных предпочтений.


07-00.png

Поэтому мы считаем, что более фундаментальным фактором стали протестность и желание изменений. Это кардинально меняет представление о природе причин таких результатов. Радикальные изменения были бы невозможны без тотальной смены электоральных предпочтений (Рис. 8, Рис. 9). Это значит, что избиратель AKP не только остался дома в день выборов, но голосовал за другие партии, в том числе и оппозиционные. Ранее этого не наблюдалось в таком масштабе. CHP впервые вышла за границы привычных рамок и смогла перетянуть на себя избирателя, который ранее не мог представить, что может проголосовать за кемалистов. Для нас эти выборы интересны тем, что это первый пример тотальной реакции турецкого общества против AKP. В итоге AKP потеряла статус безальтернативной силы. Причем появились три альтернативы ей: MHP для националистов, YRP для исламистов и CHP для неидеологического избирателя.

Рисунок 8. Линии смены партийных предпочтений.


08-1.png 08-2.png


Рисунок 9. Результаты муниципальных выборов в районах, в которых на президентских выборах 2023 г. победили Эрдоган и Кылычдароглу.

Источник: Эмре Тюркер

Для понимания изменения электорального контекста удобно сравнивать выборы 2023 и 2024 гг. В их основе лежит экономика. Победа любыми способами истощила Эрдогана и привела к стратегическому поражению. Важно, что Эрдоган потерял доверие сегмента граждан старшего возраста, которые зависят от пенсий (Рис. 10). Также мы видим, что, кроме тем выживания страны и культуры, AKP нечего предложить населению. Она перестала быть гибкой партией с точки зрения дискурса. В условиях экономического кризиса AKP без поляризации лишена конкурентного преимущества. Интересно, что в этой кампании почти не была выражена линия «больших проектов».



08-3.png 08-4-9999.png


Рисунок 10. Распределение поддержки по возрастному и профессиональному критерию.

Результаты выборов оставили двоякое впечатление. С одной стороны, победа CHP была непрогнозируемой. С другой стороны, ожидалось, что влияние AKP продолжит снижаться. Для специалистов по турецкой внутренней политики не являлось секретом наличие в обществе недовольства политикой Эрдогана. Поэтому ожидалось, что протестность будет основным фактором, но по оценкам ее масштаб не был таким большим. Выборы показали, что, несмотря на всю критику, двухполюсная модель остается рабочей. Поэтому секретом успеха CHP стала консолидация электората и выход за границы традиционной аудитории. AKP превратилась в своеобразную осадную крепость, которая окружена со всех сторон и чье влияние ограничено внутренними районами. На данный момент существующее положение мы воспринимаем как промежуточное, которое должно до конца созреть до следующих выборов.

 010-1.png  010-2.png

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся