Блог СНО ФМО СПбГУ

«Поставить нельзя запретить»: ракетная дилемма руководства ФРГ и перспективы ее разрешения

4 декабря 2023
Распечатать

Автор: Субботин Илья Александрович, студент 3 курса бакалавриата ФМО СПбГУ

В конце сентября Мари-Агнес Штрак-Циммерманн, председатель комитета Бундестага по обороне, высказалась за немедленную поставку Украине немецких ракет дальнего действия Taurus – аналогов Storm Shadow, Scalp и ATACMS, уже используемых Киевом в зоне боевых действий. Парламентарий предположила, что такое решение могло бы существенно усилить потенциал ВСУ и одновременно упрекнула Олафа Шольца в нерешительности (дебаты по данному вопросу в правящих кругах ФРГ идут уже несколько месяцев), подчеркнув, что Украина вправе пользоваться оружием любого происхождения. С одной стороны, громкие заявления отдельных политических лиц не следует отождествлять с официальной позицией Берлина. В германском руководстве еще не сложилось однозначной позиции по «ракетному вопросу». С другой стороны, нерешительность и разница мнений в федеральном правительстве не означают, что отправка ракет немецкого производства в зону конфликта невозможна в принципе. Сложившаяся в «светофорной коалиции» практика принятия решений о поставках вооружений показывает, что шаги, изначально кажущиеся невозможными, со временем становятся все более реальными.


647251a7ae5ac9219e5dd053.jpg

Источник: russian.rt.com

Слом табу и новая нормальность

В контексте нынешней дискуссии о поставках ракет Taurus следует напомнить, что позиция ФРГ по вопросу экспорта вооружений Украине за последние два года претерпела ряд существенных изменений. В целом в эволюции курса Берлина можно выделить три основных этапа.

Первый этап уместно обозначить как «период сдержанности», имевшей место зимой 2021-2022 гг. И хотя на тот момент военные действия в нынешнем виде еще не были начаты, многие государства коллективного Запада уже начинали делать первые шаги в вопросе «превентивной» финансовой и военной помощи Украины. Однако Берлин вплоть до начала СВО довольно осторожно реагировал на просьбы Киева о поставках вооружений, и в январе 2022 г. Кристина Ламбрехт, глава Минобороны, смогла пообещать лишь пять тысяч защитных касок. Германское правительство, и в особенности Олаф Шольц не желали провоцировать Россию в условиях, когда ставка была сделана на переговоры с Москвой: еще не теряла актуальности «стратегия двойных решений», оформившаяся в германской политике после событий 2014 г. и предполагавшая баланс между военно-политическим сдерживанием России и диалогом с ней[1].

Начало СВО обозначило второй этап, который можно обозначить как «слом табу»: в выступлении на внеочередном заседании Бундестага 27 февраля 2022 г. Олаф Шольц объявил о «перемене эпох» и необходимости комплексной ревизии германской политики безопасности. Эксперт Центра европейских исследований ИМИ МГИМО А. Соколов отмечает, что именно тогда произошла переоценка прежних подходов в политике безопасности и самой внешнеполитической культуре ФРГ. Если ранее, как правило, поставки вооружений в зоны конфликтов двух независимых государств исключались германским руководством, то с началом СВО Берлин фактически сделал исключение для Киева и на этом направлении отказался от устоявшейся «красной линии». В первые недели и месяцы конфликта федеральное правительство поставляло скорее легкое вооружение: огнестрельное оружие, переносные зенитно-ракетные и противотанковые комплексы. Однако впоследствии фокус постепенно сместился на легкую бронетехнику (БТР M113, ЗСУ Gepard), самоходную (PzH 2000) и реактивную артиллерию (MARS 2), а также полноценные комплексы ПВО IRIS-T. Важно отметить, что значительная часть поставок реализовывалась не в одностороннем порядке, а под флагом «совместных проектов» с определенными странами: например, с Нидерландами в случае САУ PzH 2000.

Так или иначе, федеральное правительство начертило для себя в этот период, казалось бы, новую «красную линию», обозначив отказ от поставок в зону конфликта тяжелых наступательных вооружений, прежде всего танков, боевой авиации и ракетных систем дальнего действия. Шольц обосновывал сформированные рамки нежеланием ФРГ становиться «полноценной стороной конфликта». Подобная двойственная («колеблющаяся») линия Берлина в вопросе военных поставок стабильно подвергалась критике как со стороны оппозиции, так и – в ряде случаев – со стороны представителей коалиционных партий.

К концу 2022 – началу 2023 гг. подобная критика усилилась и была подкреплена внешним давлением: восточноевропейские партнеры по НАТО начали требовать разрешения Берлина для поставки Киеву немецкой бронетехники, стоящей на вооружениях в их национальных армиях. Одновременно и США стали косвенно побуждать Германию к поставке собственных танков Leopard, обещая в неопределенной перспективе поставить Украине танки Abrams. Кристаллизовался «танковый вопрос», по отношению к которому ключевые политические игроки в ФРГ заняли отчетливые позиции. Олаф Шольц, как и раньше, декларировал приверженность «красным линиям» и считал недопустимым прямое «вовлечение ФРГ в конфликт». Фридрих Мерц, глава фракции оппозиционной ХДС/ХСС, ожидаемо критиковал канцлера за нерешительность и явно выступал в поддержку «танкового решения». Министры иностранных дел (Анналена Бербок) и обороны (Кристина Ламбрехт, затем Борис Писториус) занимали промежуточную позицию, одновременно и допуская одобрение поставок «Леопардов», и не критикуя позицию федерального канцлера. В итоге, как известно, собственные «красные линии» снова были нарушены Шольцем, уступившим давлению сразу с нескольких направлений. Положительное решение немецкого руководства в вопросе о танках журналисты поспешили охарактеризовать как «Panzerwende» по аналогии с «Zeitenwende» («переменой эпох»).

С момента одобрения Германией поставок танков наблюдается третий этап курса Берлина в вопросе военной помощи Украине – своего рода «новая нормальность»: после очевидного слома табу и ряда эскалационных шагов процесс снабжения Киева широкой номенклатурой вооружений (в том числе тяжелых) рутинизируется. Отражением этого стало в том числе создание переговорного механизма «Рамштайн», в рамках которого последовательно согласуются шаги коллективного Запада по усилению ВСУ[2]. В целом точка в вопросе следующего качественного расширения германской военной помощи едва ли поставлена, свидетельством чего как раз и выступают дискуссии о возможности поставок ВСУ современных крылатых ракет Taurus немецкого производства. При этом единства внутри «светофорной коалиции» в очередной раз не наблюдается, не говоря уже о политическом ландшафте ФРГ в целом.

Лебедь, рак и щука

Полноценная политическая дискуссия в Германии по вопросу системы Taurus начала разгораться в конце лета, что, вероятно, было связано с передачей Киеву со стороны Великобритании и Франции аналогичных Taurus боевых систем в мае и августе 2023 г. соответственно. Именно с этого момента ключевые политические фигуры Германии вновь заняли разные позиции в рамках нового витка дебатов о помощи ВСУ, которые интенсивно велись до начала октября, когда канцлер предпочел пока отложить окончательное решение проблемы в долгий ящик.

Линия Шольца на протяжении нескольких месяцев вновь отличалась скорее сдержанностью. Еще в начале августа канцлер подчеркнул, что решения о поставках вооружений «должны всегда тщательно взвешиваться» и что отправка Taurus в зону боевых действий допустима только при соответствующей технической модификации, исключающей возможность нанесения ударов по территории России. Тезис о недопустимости эскалации конфликта стабильно повторялся главой немецкого правительства. Наконец, 4 октября канцлер принял предварительное решение: ракеты Taurus в ближайшее время не будут переданы Киеву, однако взамен Германия предоставит дополнительно одну систему ПВО Patriot и боеприпасы к ней. Шольц предположил, что Украине в данный момент нужнее именно средства ПВО, а также упомянул особую «ответственность» и «историю» Германии, не позволяющие принимать необдуманные решения в сфере политики безопасности. В преддверии этого на закрытом заседании комитета Бундестага по внешней политике канцлер якобы сказал в защиту своей позиции, что союзники Германии «могут делать то, чего нам [Германии] делать нельзя».

Однако важно отметить, что официальное решение федеральным правительством так и не было принято. Уже 5 октября в ведомстве федерального канцлера заверили, что каких-либо «обновлений в вопросе по ракетам нет». Спикер фракции СДПГ в Бундестаге Нильс Шмид также заявил, что «из выражений канцлера в комитете по внешней политике не следует, что он уже сказал «нет»».

Тем не менее, как и в случае с «танковым вопросом», от позиции канцлера отличались мнения его ключевых партнеров по коалиции – Б. Писториуса, А. Бербок и К. Линднера. Первый со своей стороны изначально поддерживал тезис Шольца о необходимости соответствующей технической модификации ракет. В начале сентября министр обороны также заявил, что даже в случае одобрения Вашингтоном поставок дальнобойных ATACMS Берлин едва ли автоматически отправит Украине Taurus. Однако уже 14 сентября на конференции по вопросам мира в Мюнстере он допустил, что решение по Taurus будет принято германским руководством в течение одной-двух недель, что можно было трактовать как предварительное одобрение поставок. В общем и целом, Писториус занимал более открытую позицию и всерьез рассматривал одобрение поставок Taurus в обозримом будущем. Принятие Шольцем отрицательного решения (пусть и временного) поставило министра обороны в сложное положение.

В схожей ситуации оказались А. Бербок и К. Линднер. Бербок в целом поддерживала курс Шольца: совершая визит в Киев 11 сентября, глава немецкого МИД попросила украинское руководство «проявить терпение», поскольку «вещи нельзя упрощать». С другой стороны, Бербок не считала принципиальным вопрос о дальности применения ракет, в чем ее точка зрения расходилась с таковой Шольца. Что касается К. Линднера, среди всех федеральных министров он в наименьшей степени участвовал в рассматриваемой дискуссии. Свою позицию он единожды озвучил во время визита в Киев 14 августа: «У нас [правительства] есть установленный порядок действий, а моя исходная позиция – симпатия». Пожалуй, эти слова наиболее точно описывают убеждения ключевых партнеров Шольца по коалиции в контексте вопроса о Taurus, балансирующих между принципами коалиционной этики и личными воззрениями.

Важно отметить, что в «ракетные дебаты» включились не только первые лица ФРГ, но и многие другие политики федерального и земельного уровня. Так, наиболее критическую позицию по отношению к «сдержанному» курсу Шольца занимает большинство представителей ХДС/ХСС. К примеру, лидер парламентской фракции Ф. Мерц в середине октября потребовал от Шольца объяснений, почему он действует «вопреки воле» коалиционных партнеров и продолжает выступать против поставок Taurus даже в условиях начавшегося применения Киевом американских ATACMS. Схожую позицию занимают такие партийные соратники Мерца, как эксперт ХДС по оборонной политике Родерих Кизеветтер и председатель комитета Бундестага по внешней политики Норберт Рёттген. Куда более интересен и парадоксален кейс депутатов Адреаса Шварца (СДПГ), Антона Гофрайтера (Зеленые) и Мари-Агнес Штрак-Циммерманн (СвДП). Будучи членами партий, входящих в правящую коалицию, они наиболее последовательно и остро критиковали ее курс. В частности, в начале октября три политика составили коллективное письмо в адрес Олафа Шольца, призывая канцлера существенно усилить военную поддержку Киева и отказаться от губительного «колеблющегося курса».

Как видно, единого взгляда на «ракетный вопрос» нет. Одну из наиболее сдержанных позиций занимает федеральный канцлер[3]. На противоположном (радикальном) фланге располагается фракция ХДС/ХСС, а также ряд представителей коалиционных партий. Умеренных взглядов, которые условно можно было бы охарактеризовать словами «ни да, ни нет», придерживаются такие первые лица федерального правительства, как А. Бербок, Б. Писториус и К. Линднер. Вполне вероятно, что это обусловлено прежде всего коалиционной этикой, и личное мнение министров, оказавшихся заложниками своего положения, во многом расходится со взглядами Шольца. Однако, как показывает практика, таким образом позиции внутри кабинета распределяются уже не в первый раз.

Туман войны

Высказывания отдельных политических лиц, тем не менее, едва ли служат достаточной базой для того, чтобы взвешенно оценивать перспективы разрешения «ракетного вопроса» ФРГ. Существенное значение здесь имеет и комплекс других факторов.

Так, многие соображения могут способствовать более сдержанной позиции германского руководства. Во-первых, на данный момент ФРГ уже имеет достаточно обязательств по поставкам вооружений, часть из которых еще не выполнена[4]. Более того, федеральное правительство рассматривает установление ежегодного денежного потолка объемов военной помощи Украине на ближайшие несколько лет, в чем можно просмотреть неготовность Берлина к быстрому расширению номенклатуры поставляемых вооружений. В конце концов, объемы германской военной помощи Киеву в принципе уже существенны в абсолютных значениях и уступают только американским – одних лишь боевых систем было поставлено на сумму 4,2 млрд евро.

Во-вторых, важно учитывать материально-техническое состояние бундесвера. Объемы германской помощи Украине во многом определяются стремлением лидеров ФРГ не допустить чрезмерного ослабления боеготовности национальных вооруженных сил. При этом на данный момент бундесвер и так продолжает испытывать недостаток военной техники и персонала, что исходит из ежегодного отчета специальной уполномоченной Бундестага Евы Хёгль. Форсированные в 2022 г. усилия по модернизации еще не привели к решению всех проблем в немецкой армии. Следовательно, в условиях нерешенности ряда проблем в бундесвере перспектива прямого вовлечения в конфликт выглядит еще более опасной в глазах германского руководства.

В-третьих, роль играет нынешняя ситуация на Ближнем Востоке. Официальный Берлин безоговорочно поддерживает Тель-Авив и интенсивно наращивает его поддержку. Показательно, что в стоимостном выражении экспорт германских вооружений в Израиль в январе-ноябре 2023 г. увеличился почти в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом в 2022 г. (c 32 до 302 млн евро), причем из 218 экспортных разрешений, выданных в обозначенный временной промежуток, 185 приходится на период эскалации конфликта вокруг Сектора Газа (октябрь 2023 г. – настоящее время). К событиям на Ближнем Востоке, как видится, внимание ФРГ сейчас приковано в не меньшей степени по сравнению с украинским направлением.

Наконец, нельзя обойти стороной оперативную ситуацию «на земле». Летние наступательные операции ВСУ, под реализацию которых во многом и выделялись немецкие тяжелые вооружения, не имели должного эффекта. Их итог, вероятно, посеял среди лидеров ФРГ большие сомнения относительно возможности изменить ход конфликта путем дальнейшего форсирования военной помощи Киеву. Германское руководство всерьез опасается, что ракеты Taurus могут попасть в руки российских военных. Здесь, правда, важно оговориться: поскольку для официального Берлина явно недопустима победа России (вне зависимости от трактовки ее содержания), может иметь место и обратный эффект – «чем хуже положение Киева, тем сильнее военная помощь». Особенности восприятия положения на фронте зависят в первую очередь от конкретных целей и мотивов западных держав при предоставлении Украине всеобъемлющей поддержки.

Между тем, ряд соображений играет и в пользу одобрения поставок Taurus. В частности, речь идет о факторе многосторонности: как показывает опыт СВО, Берлин куда более охотно соглашается на отправку определенных вооружений в зону конфликта в том случае, если на схожие шаги готовы ключевые партнеры – в первую очередь, США, Великобритания и Франция. Сейчас Киев располагает крылатыми ракетами из всех обозначенных стран (ATACMS, Storm Shadow, Scalp соответственно), так что нежелание ФРГ становиться «изгоем» может стать одним из мотивов положительного решения по Taurus в будущем. К тому же светофорная коалиция на данный момент находится под значительным внутри- и внешнеполитическим давлением, делающим все более трудным сохранение отрицательной позиции по «ракетному вопросу».

Наконец, важно понимать, что перечисленные ранее сдерживающие факторы относительны и не гарантируют твердости позиции германского руководства. Они во многом ситуативны и действительно актуальны лишь применительно к ближайшему будущему: развитие конфликта и связанных с ним сюжетов непредсказуемо, причем ключевую роль в оценке того или иного вопроса играют особенности его восприятия. То есть, к примеру, апелляция к аргументам о необходимости приоритетной поддержки Израиля ничуть не означает, что ФРГ объективно не могла бы снабжать вооружением одновременно Украину и Израиль: определенные возможности, несмотря на ряд проблем в бундесвере, все же присутствуют. Важно отметить, что денежный «потолок» военной помощи Киеву, упомянутый ранее, уже был пересмотрен: в начале ноября в прессу просочились сведения о том, что Берлин выделит в 2024 г. в 2 раза больше средств на военную поддержку Украины: 8 млрд евро вместо изначальных 4.

Из этого, равно как из опыта германской политики в условиях «перемены эпох» в целом, следует, что «красные линии», формулируемые руководством ФРГ, во многом искусственны. В конце концов, как было показано ранее, они не раз нарушались, так что подходить к официальным аргументам о недопустимости «эскалации» в рамках «ракетных дебатов» следует весьма скептически. В сложившихся условиях единственной «реальной» красной линией для руководства ФРГ является прямое участие бундесвера в боевых действиях и начало большой войны в Европе. При этом дискуссии внутри коалиции тоже не являются новым явлением, поэтому некорректно принимать их за отражение политической нерешительности. В конце концов, следует помнить о случае с ATACMS – официально об их передаче Киеву было объявлено лишь после их фактического применения. Поэтому нельзя исключать и то, что ракеты Taurus вскоре уже могут быть в распоряжении ВСУ без придания этому факту предварительной огласки.

***

Вопрос о поставке Taurus, несмотря на предварительное решение Шольца в начале октября, остается открытым. Это обусловлено, во-первых, существованием ряда рассмотренных факторов (как субъективных, так и объективных), а во-вторых, германской спецификой принятия решений. Трудно привести в пример такое решение светофорной коалиции, которое было бы принято в условиях полного политического консенсуса, тем более во время острого кризиса. К тому же именно по итогам интенсивных политических дебатов раз за разом предпринимались шаги по наращиванию, а не замораживанию военной помощи Киеву. Поэтому сказать, что в этот раз О. Шольц точно не изменит свое мнение, означает принять желаемое за действительное, хотя и в обратную крайность впадать также не стоит. Итоговое решение по ракетам (при допущении, что они еще действительно не были переданы Украине) будет зависеть от сочетания многих факторов, но при прочих равных, как видится, поставка Taurus – это скорее вопрос времени, и эту перспективу всерьез необходимо учитывать российской стороне при планировании ответных шагов.

 


[1] Власов Н.А. Россия в политике безопасности ФРГ на современном этапе // Вестник СПбГУ. Международные отношения. 2018. Т. 11, № 2. С. 187.

[2] Трунов Ф.О. Эволюция поставок Германией вооружений и военной техники официальному Киеву (февраль 2022 г. – август 2023 г.) // Постсоветские исследования. 2023. Т. 6, № 6. С. 690.

[3] Фактически лишь две политические силы – «Альтернатива для Германии» и «Левая партия» – заходят еще дальше и выступают категорически против любых поставок вооружений в зону конфликта, настаивая на немедленном прекращении огня. Однако в сложившейся ситуации они являются «политическими изгоями» и не оказывают реального влияния на процесс выработки внешнеполитических решений в Германии.

[4] Так, часть военной техники, обещанной Германией в рамках двух пакетов военной помощи, заявленных в мае и июле 2023 г. соответственно, еще не прибыла в Украину. Подробнее в: Трунов Ф.О. Указ. соч. С. 686-694.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся