После 1948 года
Еврейские экстремистские и террористические организации в Израиле и США
Tilda Publishing
«Малхут Исраэль»
«Малхут Исраэль» («Израильское царство») террористическая группа, действовавшая в Израиле в начале 1950-х гг.. В Израиле группа больше известна как «Црифинское подполье» по названию военной базы в Црифине, где проходили заседания военного трибунала, созванного для вынесения судебного решения по делам о преступлениях, совершенных членами террористического подполья. Всего перед судом предстало 16 человек.

Лидер подполья, бывший член ЛЕХИ Яааков Херути, вовлекал в преступное сообщество своих друзей и соратников по боевому прошлому. Известно, что Я. Херути занимался в ЛЕХИ производством взрывчатых веществ и был направлен руководством организации в 1947 г. в Лондон для подготовки покушений на министра иностранных дел Э. Бевина и командующего британскими войсками в Палестине генерала Э. Баркера. Посланные Я. Херути письма с взрывчаткой были перехвачены агентами английской разведки.

В терактах на территории Израиля террористы из «Црифинского подполья» использовали оружие и взрывчатку, припрятанную бойцами ЛЕХИ еще до образования Израиля в 1948 г.

9 февраля 1953 г. члены террористической группы пробрались на территорию посольства СССР в Тель-Авиве и заложили тридцатикилограммовую бомбу. В результате взрыва сильно пострадало здание посольства, несколько сотрудников были ранены, в том числе советник-посланник П. Ершов и его супруга. 12 февраля 1953 г. Советский Союз и все страны Восточного блока, кроме Болгарии, официально разорвали дипломатические отношения с Израилем.

В ходе судебных разбирательств, не было доказано, что теракт в советском посольстве – дело рук участников «Црифинского подполья». Однако один из членов группы Йосеф Манкес, позже проходивший по другому делу, признался, что бомбу заложили он и Я. Херути.

Правительство Израиля достаточно оперативно отреагировало на все требования советской стороны:
«1. Арест виновных во взрыве бомбы в посольстве Советского Союза в Тель-Авиве; 2. Правительство Израиля всегда будет стремиться к дружеским отношениям с Советским Союзом; 3. Израиль не заключит военного союза и соглашений, направленных против СССР». Уже 17 июля 1953 г. дипломатические отношения были восстановлены в полном объеме.
Н. Канторович. «Взрыв в советской дипломатической миссии в Тель-Авиве 9.02.1953» // «Военный Вестник Израиля», 29.11.2007.
Яааков Херути
Трижды члены группы «Црифинского подполья» предпринимали в 1953 г. неудачные попытки осуществить взрыв на территории посольства Чехословакии в Тель-Авиве. Во время следствия они признались, что нападения на советскую и чешскую дипмиссии были ответной реакцией на «дело врачей» в СССР и «дело Сланского» в ЧССР.

Арестованные «подпольщики» сознались также, что это они несут ответственность за обстрел с израильской стороны иорданских пограничников, дислоцированных вдоль границы с Западным Иерусалимом.

«Црифинское подполье» намеревалось устранить тогдашнего канцлера Германии Конрада Аденауэра. Письмо с взрывчаткой, направленное в резиденцию германского канцлера, было перехвачено службой безопасности. На допросах подозреваемые в этом преступлении признались, что этой акцией они хотели выразить протест против подписания в начале 1952 г. договора о репарациях, в соответствии с которым Западная Германия должна была начать выплату денежных средств за ущерб, нанесенный евреям гитлеровским режимом.

В апреле 1953 г. члены «Малхут Исраэль», вооруженные железными прутьями, напали на известного американского скрипача Яшу Хейфеца, который во время гастролей в Израиле, несмотря на угрозы националистов, отказался исключить из своей концертной программы произведения Р. Штрауса.

26 мая 1953 г. член «Цифринского подполья» Я. Блюменталь, действуя по своей собственной инициативе, был задержан полицией при попытке заложить взрывчатку в здании министерства образования в Иерусалиме. Таким образом люди Я. Херути хотели выразить свое несогласие с правительственной политикой приобщения к системе светского образования детей из религиозных семей иммигрантов – выходцев из Северной Африки. Во время обысков в квартире Я. Блюменталя были найдены списки всех членов «Малкут Исраэль», которые тотчас же были арестованы.

6 июля 1953 г. генерал, начальник генштаба ЦАХАЛ М. Маклеф созвал специальный военный трибунал, председателем которого был назначен глава Иерусалимского окружного суда полковник Б. Халеви. В 1961 г. он будет одним из трех судей, вынесших смертный приговор нацистскому преступнику А. Эйхману.
«Дело Сланского»
– судебный процесс в Чехословакии по обвинению 14-ти высокопоставленных деятелей компартии и правительственных чиновников в заговоре с целью свержения коммунистического режима и реставрации капитализма. Процесс проходил с 20 по 27 ноября 1952 г. Дело названо по имени Рудольфа Сланского, генерального секретаря компартии ЧССР, объявленного организатором заговора. 11 обвиняемых, включая Р. Ставского, были приговорены к смертной казни, остальные – к пожизненному заключению. Как и «Дело врачей», «Дело Сланского» носило характер антисемитской кампании, развернутой коммунистическими властями СССР и ряда стран советского блока в Восточной Европе.

По результатам первой арабо-израильской войны 1948-1949 гг. Иерусалим был разделен на две части – восточная была оккупирована Иорданией, западная находилась под контролем Израиля.
Pedahzur A., Perliger А. Jewish Terrorism in Israel. N.Y.: Columbia University Press, 2009. - Р. 175-176.

Я. Херути был приговорен к десяти годам лишения свободы, наиболее активный исполнитель терактов Шимон Бахар –
к двенадцати годам, остальные получили сроки от одного года до семи лет.
Sprinzak E. Brother against Brother: Violence and Extremism in Israeli Politics from "Altalena" to the Rabin Assassination. N.Y.: Simon & Schuster ed., 1999. - P. 69.

24 апреля 1955 г., т.е. менее чем через два года, все члены «подполья» были амнистированы указом премьер-министра и министра обороны Д. Бен-Гуриона по рекомендации, которая была дана юридическим советником правительства Х. Коэном. Однако история «Црифинского подполья» на этом не закончилась и вновь всплыла в марте 1958 г., когда было совершено убийство Рудольфа Кастнера, руководителя сионистского венгерского Комитета помощи и спасения евреев в годы Второй мировой войны. Р. Кастнер тесно сотрудничал в то время с начальном еврейского отдела Гестапо А. Эйхманом и обеспечивал выборочную депортацию евреев из Венгрии в Палестину. В результате переговоров Р. Кастнера с нацистами были переправлены в Палестину 1 694 чел. – в основном молодые мужчины и состоятельные бизнесмены; в то же время в венгерских концлагерях было уничтожено 476 тыс. евреев. В ходе расследования выяснилось, что в нападении на Р. Кастнера принимали участие Й. Манкес и еще один бывший член ЛЕХИ Зеэв Экштейн. Оба были приговорены к пожизненному заключению. В июне 1961 г. Й. Манкес попросил о встрече с представителями израильской прокуратуры, во время которой признал свою ответственность за организацию и приведение в действие взрывного устройств на территории советской дипмиссии.
Arendt H. Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil. N.Y.: "Penguin Classic" ed. 1963. - P. 105.
Tilda Publishing
«Брит а-канаим»
Зело́ты («ревнители веры»)
— радикальное социально-политическое и религиозное течение в Иудее, возникшее во 2-й пол. I в. до н. э. Считали, что в борьбе против римского владычества допустимо использование любых методов и средств.
«Союз зелотов» представлял собой еврейскую радикально-религиозную организацию, которая придерживалась строжайшей конспирации и действовала в Израиле в период с 1950 по 1953 гг. против распространенной в то время тенденции к секуляризации только что созванного государства. В состав организации, которая насчитывала не более 35 человек, входили студенты ешивы (религиозное училище) «Порат Йосеф» в Иерусалиме. Среди них были раввин Мордехай Элияху, будущий главный раввин сефардской общины Израиля и Шломо Лоренц, член Кнессета с 1961 по 1981 гг., занимал пост председателя парламентской финансовой от религиозной партии «Агудат Исраэль» («Объединение Израиля»).

Здесь следует учитывать, что когда создавалось государство Израиль, ортодоксальные евреи, включая их основное объединение «Агудат Исраэль», отказались признать его. Они считали, что подлинное государство Израиль может жить только по законам Галахи. Вместе с тем и до, и после образования Израиля соотношение светских и религиозных ценностных ориентаций израильского общества никогда не менялось: только 10-15% израильского населения строго следуют всем предписаниям и канонам иудаизма. Большинство основателей политического сионизма и первых иммигрантов были светскими людьми, стремившимися к построению либерально-демократического, основанного на принципах секуляризма государства. Чтобы не обострять внутреннюю обстановку сионистское руководство пошло на уступки религиозной общине и негласно поддержало «соглашение статус-кво» – исторический компромисс между всеми политическими силами страны. Это соглашение определяет, что суббота, основные религиозные праздники, посты и памятные дни будут выходными днями, и в эти дни не будут работать государственные и частные учреждения и предприятия, магазины, общественный транспорт. Кашрут будет соблюдаться повсеместно; религиозное ортодоксальное образование будет пользоваться полной автономией, бракоразводные дела будут находиться в компетенции раввинатских судов.

Значительная часть религиозных партий и организаций согласилась действовать в рамках «соглашения статус-кво», и сейчас религиозные структуры в Израиле тесно переплетены с государственными институтами и учреждениями и финансируются из государственного бюджета. Однако некоторые ультраортодоксальные группировки, как, например, «а-Эда а-харедит» («Набожная община»), Сатмарские хасидды, «Наторей Карта» («Стражи города») и др. не признают государство Израиль и его законов, игнорируют парламентские выборы, отвергают правительственные дотации, объявляют день независимости страны днем поста и покаяния, считая сам факт образования Израиля продолжающейся «катастрофой» еврейского народа. К числу таких группировок относился и «Союз зелотов». В январе 1951 г. новые «ревнители веры» взорвали несколько десятков автомобилей, владельцы которых передвигались на них в субботу, устроили пожар в здании автобусного гаража государственной транспортной компании «Эгед», разгромили несколько лавок, торговавших некошерными продуктами и ресторан, работавший по субботам.

Галаха
– свод иудейских религиозных законов и законодательных актов. Галаха, Агагада (Предание) и Гемарра (Окончание, т.е. более поздние дополнения к Галахе) составляют Талмуд (Учение), который в IV-V вв. н.э. стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев.

Кашрут
– иудейские религиозные запреты и разрешения.
Шломо Лоренц
Наиболее амбициозный план «Союза зелотов» предусматривал приведение в действие взрывного устройства в здании Кнессета во время пленарного заседания, на котором обсуждался вопрос об обязательной службе девушек в регулярной израильской армии. Но из-за опасения, что взрыв может привести к большим жертвам, в итоге было решено бросить в зал заседания дымовую шашку и отключить электричество. К этому времени в группу воинствующих ультраортодоксов были внедрены два агента израильской Общей службы безопасности ШАБАК, и до совершения теракта все члены были арестованы. Однако по решению суда вскоре почти все религиозные экстремисты были отпущены на свободу, и лишь четверо приговорены к тюремному заключению от шести месяцев до года. Проведенное позже парламентское расследование феномена «Союза зелотов» показало, что входившие в группу ультраортодоксы ставили своей целью заменить светскую форму государства управления в Израиле на теократию, устроенную по законам Галахи.
Pedahzur Ami., Perliger А. Jewish Terrorism in Israel. Р. 35.
Tilda Publishing
«Гуш эмуним»
«Гуш эмуним» («Блок верующих») – первая организация, которая поставила своей практической задачей объединить всех израильтян-сторонников заселения оккупированных в 1967 г. арабских территорий путем создания на них сети поселений. Учредительное собрание организации прошло весной 1974 г. в поселении Кфар Эцион. Инициаторами формирования нового поселенческого движения были учащиеся и преподаватели иерусалимской ешивы «Мерказ а-Рав». Возглавил движение р. Цви Йегуда Кук, сын р. Авраама Ицхака а-Коэна Кука (1865-1935), который, будучи главным раввином ашкеназийской общины Иерусалима, непосредственно руководил процессом создания первых поселений в Палестине и заселения страны еврейскими иммигрантами.

Теоретическое наследие р. А. И. Кука до сих пор является предметом изучения и практическим пособием для большинства израильских поселенцев, живущих за пределами границ, существовавших на 4 июня 1967 г. Из стен основанной им ешивы «Мерказ а-Рав» в Иерусалиме вышли сотни убежденных сторонников идеи «неделимого Израиля». Многие из них сейчас принимают участие в формировании решений государственных органов власти Израиля и Верховного Раввината страны, составляют ядро Совета поселений Иудеи и Самарии (ЙЕША) и Совета раввинов поселений. Р. Кук одним из первых призвал участников еврейского заселения Палестины к вооруженной борьбе со всеми, кто противостоит созданию независимого национально-религиозного центра в «Эрец Исраэль» – «Мы должны быть вооруженными в святой войне с Амалеком».

Первоначально движение находилось под покровительством «Национально-религиозной партии» (МАФДАЛ), которая входила в правительственную коалицию. Однако, по настоянию р. Цви Й. Кука, заявившего в конце 1974 года что «нет Гуш эмуним в партии МАФДАЛ, а есть только Гуш эмуним», произошло формальное отделение движения от МАФДАЛ. В организационном плане «Гуш эмуним» не имеет избранного руководящего органа, а возглавляется импровизированным секретариатом, что вполне отвечает определению, даваемому организации ее членами. Они считают «Гуш эмуним» стихийным движением без партийных билетов и партийных структур. На лидирующие позиции в «Гуш эмуним» выдвинулись молодые израильские раввины: глава поселенческого совета Кирьят-Арба р. М. Левингер, один из активистов создания блока поселений Гуш Эцион р. Х. Порат, идеолог и лидер религиозного молодежно-сионистского движения «Бней Акива» Х. Друкман, р. Исраэль Ариэль, бывший гл. раввин поселения Ямит на Синае, основатель и руководитель Института Иерусалимского Храма, р. Дов Лиор, председатель Совета раввинов еврейских поселений ЙЕША и гл. раввин поселения Кирьят-Арба и др. В многотысячных демонстрациях «Гуш эмуним» принимали участие будущие премьер-министры М. Бегин и А. Шарон, лидер правонационалистической партии «Техия» («Возрождение») Г. Коэн, член Кнессета от МАФДАЛ, министр социального обеспечения З. Хаммер и др.

Кфар Эцион
- первое еврейское поселение, основанное на Западном берегу в 1934 г. и восстановленное ортодоксальными националистами сразу после оккупации палестинских территорий в июне 1967 г.
Еврейское население Израиля (Палестины до 1948 г.) принято разделять на три этнические группы:
1. Ашкеназы или ашкеназийские евреи — выходцы из европейских стран, Северной и Южной Америки, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии.
2. Сефарды или восточные евреи — выходцы из стран Азии и Северной Африки, Испании и Балкан.
3. Цабра — уроженцы Израиля (Палестины до 1948 г.).
Различия между сефардами и ашкеназами в Израиле сохраняются в основном в подходе к соблюдению религиозных традиций и обычаев. В этой связи Верховный Раввинат Израиля (а-Рабанут а–рашит), созданный во времена британского мандата в Палестине в 1921 г., до сих пор возглавляется двумя главными раввинами — сефардским и ашкеназийским.
В отношении территории современного Западного берега реки Иордан и сектора Газа в Израиле часто используется аббревиатура ЙЕША (Йегуда, Шомрон вэ-Аза) – собирательное обозначение на иврите трех библейских географических названий: Иудея, Самария и Газа. Израильские поселенцы и их сторонники считают эти территории неотъемлемой частью «Земли Израиля» («Эрец Исраэль»). Поселенцы часто называют Западный берег и Газу также «освобожденными территориями». Религиозные поселенцы не признают решение израильского правительства о выводе всех войск и поселений из сектора Газа в 2005 г.
В 2000 г. группа религиозных авторитетов Израиля приняла такану (галахическое постановление) о том, что нынешнее поколение арабов следует считать потомками Амалека («Гаарец», 21.11.2000.).
Шпринцак Э. Гуш эмуним: вершина айсберга политического экстремизма // Государство, власть и международные отношения, № 17, 1981. - С. 24 (на яз. иврит).
Ханан Порат
После прихода к власти правого блока «Ликуд» в мае 1977 г. В октябре 1977 г. движение «Гуш эмуним» было официально признано правительством Израиля, а также ВСО и получило статус легального поселенческого движения. За несколько месяцев до официального признания руководство «Гуш эмуним» представило на рассмотрение правительства поселенческий план, рассчитанный на двадцатилетнюю перспективу. Предполагалось, что численность еврейского населения Западного берега (включая Иерусалим) увеличится и достигнет за этот период миллиона человек, будут созданы два больших города – возле Хеврона и Наблуса (около 60 тыс. человек в каждом), – несколько средних городов с населением пятнадцать–двадцать тыс. человек и сеть общинных поселенческих центров. Примечательно, что программу «Гуш эмуним» по заселению Западного берега поддержала целая группа руководящего состава Партии труда, включая Ш. Переса.

Программа «Гуш эмуним» с энтузиазмом была поддержана международным сионистским движением. В начале 1978 г. директор департамента по делам поселений ВСО М. Дроблесс подготовил документ под названием: «Генеральный план развития поселений в Иудее и Самарии, 1979-1983 гг». План Дроблесса, по сути, представлял собой немного скорректированную программу «Гуш эмуним»; он был одобрен израильским правительством, и к его реализации были привлечены министерства жилищного строительства и сельского хозяйства. Из бюджета ВСО на финансовое обеспечение плана М. Дроблесса было выделено 54 млрд израильских фунтов (3,2 млрд долл. по ценам 1979 г.). Всего с 1979 по 1983 гг. по плану М. Дроблесса было основано 105 поселений с числом жителей 22,8 тыс. человек. Большинство из появившихся в этот период поселений были созданы по инициативе активистов «Гуш эмуним». По некоторым оценкам израильских политологов, численность организации составляла около 150 тыс. человек.
Eldar A. Zertal I. Lords of the Land: The War for Israel's Settlements in the Occupied Territories, 1967-2007, New York, Nation Books, 2007. РР. PP. 228-229.
Aronson G. Creating Facts: Israel, Palestinians and the West Bank. Washington: Institute for Palestine Studies, 1987. - Р. 96.
Крылов А.В. Израильские поселения на оккупированных арабских территориях (1967–2007 гг.) / Моск. гос. ин–т междунар. отношений (ун–т) МИД России. — М.: МГИМО–Университет, 2011. — СС. 297-308.
Нойбергер Б. Власть и политика в государстве Израиль. Часть 7-8. Рамат-Авив: изд. Открытого ун-та в Тель-Авиве, 1996. – С. 471.
Источник фото: Mynetkibbutz
Сотрудничество основного поселенческого движения с ВСО привело к организационной перестройке «Гуш эмуним». В 1978 г. от «блока» отделилась организация «Амана» («Доверие»), которая занялась разработкой программ создания поселений, подбором кандидатов и направлением их в конкретные места жительства, обеспечением поселенцев всем необходимым, распределением фондов социальной помощи. «Амана» объединила все общинные поселенческие центры, основанные «Гуш эмуним» и объявила, что основная цель организации заключается в развитии таких же центров на Западном берегу, Голанских высотах и в секторе Газа. До сих пор члены «Аманы» идентифицируют себя с участниками поселенческого движения «Гуш эмуним». В рамках программ ВСО и правительств «Ликуда» активисты движения «Амана» с 1977 по 1992 гг. создали около 60 поселений.

Члены «Гуш эмуним» – «Амана» возглавили многие местные поселковые и религиозные советы в поселениях Западного берега и Голанских высот, руководят деятельностью Совета поселений ЙЕША. Именно они определяют основные направления деятельности поселенческой инвестиционно-финансовой компании «Шева», круглосуточного радиоканала «Аруц-Шева» и печатного органа «Бэ-Шева». Помимо решения насущных хозяйственных проблем, члены «Амана» и Совета поселений на постоянной основе лоббируют интересы поселенческого движения в партийно-политических структурах, государственных инстанциях, в том числе в Кнессете и правительстве. Большинство членов Совета поселений ЙЕША, в том числе и нынешний его председатель и член Кнессета р. Ури Ариэль, либо участвовали в акциях «Гуш эмуним», либо полностью разделяют целевые установки этой организации.

После образования Совета поселений и движения «Амана», доминировавшие в лидерстве «Гуш эмуним» раввины приняли решение об объединении в рамках «Ассоциации раввинов Иудеи и Самарии».
В настоящее время на Западном берегу насчитывается 150 поселений, исключая Восточный Иерусалим, которые являются легальными с точки зрения израильского законодательства; еще более 100 поселений относятся к числу т.н. «нелегальных поселений». 35 еврейских поселений находятся на сирийских Голанских высотах. 18 поселений на Синайском п-ове были ликвидированы по решению израильского правительства в период с 1979 по 1982 гг.; и 21 в Газе – в 2005 г.
Влияние этой организации среди поселенцев, особенно ортодоксальных евреев, значительно возросло на волне выступлений против первых территориальных уступок, на которые согласилось правительство М. Бегина в конце 1970-х гг.
Поселенцы выражали возмущение подписанием соглашений в Кемп-Дэвиде. Эвакуации весной 1982 г. израильских поселений с Синайского п-ова, прежде всего из поселенческого центра Ямит, предшествовала бурная компания неповиновения и сопротивления, в которой участвовали тысячи активистов поселенческого движения «Гуш эмуним».

В начале 1980 г. группа религиозных поселенцев, примыкавших в основном к «Гуш эмуним» и считавших, что правительственная политика в отношении поселенческого движения носит сдерживающий и неэффективный характер, создала законспирированную сеть экстремистских вооруженных организаций. С самого начала деятельность подобного рода группировок была не совместима с израильским законом «О борьбе с террором», поэтому они действовали в основном нелегально на территории Западного берега.
Tilda Publishing
Еврейское подполье
«Еврейское подполье» («а-Махтерет а-йехудит») – собирательное название разветвленной сети откровенно террористических групп, созданных в начале 1980-х гг. на базе «Гуш эмуним». Деятельность «подполья» направлялась главами поселенческих и религиозных советов, которые разделяли ультранационалистические и мессианско-религиозные взгляды р. Цви Кука, и шовинистические программы созданной р. М. Кахане партии «Ках».

При прямом содействии властей подпольные ячейки получили доступ к оружию. С одобрения министерства обороны и по личному распоряжению бывшего начальника генштаба ЦАХАЛ Р. Эйтана поселенцам на палестинских территориях было позволено сформировать собственные милицейские отряды самообороны и даже сформировать военный штаб в поселении Кирьят-Арба. В результате участники подпольных групп получили доступ к стрелковому оружию, а взрывчатку, как позже выяснилось в ходе следствия, они извлекали из мин, которые собирали на полях сражений на Голанских высотах.

Штаб «Еврейского подполья» разработал две оперативные цели: одна состояла в том, чтобы взорвать мечети Куббат ас-Сахра и Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме, другая – в том, чтобы осуществить серию терактов на палестинских территориях для устрашения населения и создания для палестинцев таких условий, которые подталкивали их к решению покинуть свою родину.

Religious Radicalism in the Greater Middle East. Ramat-Gan, Israel: BESA Studies in International Security, 1997. – P. 144.
Источник фото: Drugie Goroda
Мечеть Аль-Акса на Храмовой горе
В состав «подполья» входили 25 человек – все занимали руководящие должности в «Гуш эмуним» и поселенческих структурах. Основными фигурами и идейными вдохновителями организации были раввины из поселения Кирьят-Арба М. Левингер и Элиэзер Вальдман, а также Йегуда Эцион, один из основателей поселения Офра, и ученик р. Цви Й. Кука. В штаб группы, помимо Й. Эциона, входили еще три человека – М. Ливни, р. Й. Бен-Шушан и р. Дан Беэри. Они, собственно, привлекли к участию в организации остальных боевиков. Небезынтересно, что американские евреи из религиозно-националистических организаций собирали средства для подпольной деятельности группы, обосновывая свою поддержку террористам, что они делали это потому, что были с ними связаны личной дружбой. Кроме того, «подпольщики» получали помощь от высокопоставленных чиновников военной администрации оккупированных территорий и двух членов Кнессета от «Ликуда» М. Коэна-Авидова и Д. Шиланского.

В 1980 г. штаб «Еврейского подполья» спланировал покушение на 13 членов Национального координационного совета – на тот момент основной палестинской организации, активно выступавшей против израильского режима на оккупированных территориях. Взрывчатку удалось заложить только в машины Басама Шакаа и Карима Халафа – мэров палестинских городов Наблус и Рамалла. В результате теракта обоим были ампутированы ноги.

26 июля 1983 г. трое боевиков из «Еврейского подполья», вооруженные автоматами и гранатами совершили нападение на Исламский колледж в Хевроне. По версии членов преступной группы (именно так их охарактеризовал премьер-министр Израиля М. Бегин), это была акция возмездия за ранее совершенный теракт в здании ешивы в Хевроне, повлекшего за собой гибель шестерых учащихся.

В декабре 1983 г. члены «подполья» намеревались заложить бомбы в местах расположения исламских святынь на Храмовой горе, мечетях Хеврона и арабских автобусах. Однако к этому времени агенты ШАБАК располагали полной информацией об организации и оперативно произвели арест всех ее участников. Израильский суд приговорил большинство членов «Еврейского подполья» к тюремному заключению сроком от пяти месяцев до десяти лет. М. Ливни, Ш. Нир и У. Шарбав – исполнители убийств, ответственные за теракт в Исламском колледже, — были приговорены к пожизненному заключению. Однако их срок заключения был вскоре сокращён по президентской амнистии до 24 лет, затем – до 15, а в 1989 г. – до 10 лет. В декабре 1990 г. все трое были освобождены из тюрьмы после шести лет заключения.

Примечательно, что один из организаторов «Еврейского подполья» М. Ливни вновь был осужден по приговору суда за участие в обстреле водителя арабского автобуса. Однако вскоре вновь был освобожден. Сейчас он преуспевающий бизнесмен, владелец собственного предприятия по производству вина в Кирьят-Арба. Кроме того, он ежемесячно получает пособие от Бруклинского фонда поддержки Хеврона.
Moreh D. The Gatekeepers: Inside Israel's Internal Security Agency. N.Y.: Skyhorse Publishing , 2015. – Р.171.
Masalha N. Imperial Israel and the Palestinians: The Politics of Expansion. London: Pluto Press, 2000. – P. 124; Bayme S. Jewish Arguments and Counter Arguments. N.J.: KTAV Publishers 2002. – Р. 379.
Hebron Islamic College attack (1983) // Dictionary of Modern Arab History. N.Y.: Routledge ed., 2010. — P. 182-183.
Blau U. Haaretz Investigation: U.S. Donors Gave Settlements More Than $220 Million in Tax-exempt Funds Over Five Years, «Haaretz», 07.12.2015.
Менахем Ливни
Проходивший по делу «Еврейского подполья» р. М. Левингер был судим в 1988 г. за убийство палестинского торговца, но в тюрьме провел всего 5 месяцев и затем снова продолжал руководить советом поселения Кирьят-Арба. Раввин Э. Вальдман дважды избирался в Кнессет от партии «Техия» в 1984 и 1988 гг. Й. Эцион создал и управляет сейчас фондом поддержки восстановления Третьего Иерусалимского Храма «Хай вэ-Каям» («Жив и Существует»), который также призывает верующих евреев, вопреки галахическим запретам, подниматься на Храмовую Гору и молиться на ней.
Tilda Publishing
Лига защиты евреев
Лига защиты евреев (The Jewish Defense League (JDL)) - еврейская крайне правая религиозно-политическая организация, действующая в США с 1968 г. Основал ЛЗЕ раввин Меир Кахане (1932-1990), ставший еще при жизни кумиром и харизматическим лидером ультранационалистической еврейской молодежи в США, Израиле и некоторых других странах. Политические и философские взгляды этого раввина даже в Израиле у многих ассоциируются с разновидностью расизма, шовинизма и даже фашизма. По определению, которое было дано в официальном заявлении Антидиффамационной лиги, старейшей американо-еврейской общественно-политической организации, противостоящей антисемитизму и другим формам нетерпимости по отношению к евреям, «М. Кахане последовательно проповедовал радикальную форму еврейского национализма, с ярко выраженными проявлениями расизма, насилием и политическим экстремизмом».

М. Кахане получил одновременно светское и религиозное образование, окончив Нью-Йоркскую юридическую школу и известную американскую ешиву «Шалом». В юности прошел военную подготовку в лагере БЕЙТАР и некоторое время был главным редактором американской «бейтаровской» газеты «Тель-Хай». В 1958 г. М. Кахане стал общинным раввином в Ховард-Бич, однако был вскоре уволен из-за призывов к прихожанам соблюдать нормы ортодоксального иудаизма, который не пользуется широкой популярностью среди евреев США. В начале 1960-х гг. М. Кахане вел двойную жизнь, скрываясь под именами Майкла Кинга, Дэвида Борака, Мартина Кинни, и есть доказательства, что он состоял на службе ФБР. До иммиграции в Израиль в 1969 г. он работал главным редактором еженедельника «Джуиш пресс». В своих публикациях раскрывал необходимость создания еврейской организации нового типа.

Kotler Y. Heil Kahane! New York: «Adama», 1986; Sprinzak E. The Ascendance of Israel's Radical Right. N. Y.: Oxford Univ. Press, 1991; Ravitzky A. Roots of Kahanism: Consciousness and Political Reality. The Jerusalem Quarterly. No. 39. 1986. - PP. 90-108.
Friedman R. The False Prophet. London: «Faber and Faber», 1990. – РР. 4, 61–63, 68, 78, 82.
Меир Кахане
На учредительном собрании Лиги защиты евреев, которое состоялось 18 июня 1968 г., присутствовали в основном члены американского отделения БЕЙТАР. Основная цель Лиги выразилась в следующей формуле: «Устранить физическую угрозу еврейскому народу». Символом организации стал сжатый кулак на фоне шестиконечной звезды; девизом – - фраза «Никогда больше». ЛЗЕ открыла летний лагерь «JEDEL», в котором еврейских детей обучали приемам самообороны и обращению с оружием. В начале своего пути организация объединила около одной тысячи единомышленников. На своем пике в середине 1970-х годов в ее рядах значилось около 15 тысяч членов. В основном это были просионистски настроенные учащиеся еврейских религиозных школ, а также М. Кахане брал под опеку молодых евреев-иммигрантов из семей диссидентов из СССР. В окружении раввина Кахане находились такие известные личности, как М. Дымшиц и Э. Кузнецов, принимавшие участие в акции по захвату самолёта в аэропорту Ленинграда для выезда из СССР, будущий министр иностранных дел Израиля А. Либерман, один из лидеров ультранационалистической поселенческой группировки «Новые израильские правые» А. Эскин, сотрудник израильской разведки «Моссад» Я. Кедми и др.
Кахане М. Никогда больше. Нью-Йорк: «Пирамид букс», 1971. – С. 219.
Hewitt C. Understanding Terrorism in America: From the Klan to Al Qaeda. N.Y.: Routledge. – Р.35.
Культовые для ревизионистов-сионистов постулаты В. Жаботинского легли в основу политической программы ЛЗЕ, включавшую пять пунктов:
1. «Любовь к еврейству» («Ахават Исраэль»), подразумевающая единство еврейского народа, объединенного чувством любви и сопереживания и сострадания за всех евреев;

2. «Гордость» («Хадар») – чувство собственного достоинства и уважения к себе;

3. «Железо» («Барзель») – проявление железной твердости и силы в отношении тех, кто угрожает существованию еврейского народа;

4. «Дисциплина» («Мишмаат») - осознание того, что дело должно быть сделано и сила воли, чтобы довести дело до конца;

5. «Вера» («Мицват битахон») – вера в поддержку Всевышнего, которую он оказывает народу и Земле Израиля.
Hewitt C. Understanding Terrorism in America: From the Klan to Al Qaeda. N.Y.: Routledge. – Р. 117–144.
Первоначально организация занималась подготовкой боевых молодежных отрядов для защиты еврейских кварталов Бруклина и отражения антисемитских выходок со стороны хулиганов из афроамериканских и латиноамериканских кварталов. Однако М. Кахане сразу понял, что стычки с этническими группировками – это не уровень его политических амбиций.

Вскоре активность ЛЗЕ была переориентирована на организацию и проведение шумных кампаний за предоставление евреям СССР права свободно иммигрировать в Израиль. Свою программу «Борьбы за освобождение советских евреев» М. Кахане безуспешно пытался изложить в 1971 г. на Брюссельской конференции по вопросам советского еврейства. Помимо регулярного проведения массовых демонстраций в Вашингтоне возле советского посольства, ЛЗЕ осуществила серию провокаций и нападений, в том числе с применением оружия, на советские дипломатические и торговые представительства в США и др. странах. Объектами нападений боевиков ЛЗЕ были также палестинские и пропалестинские представительства в США, пацифистские и правозащитные организации, выступающие за права палестинцев и справедливое решение палестинского вопроса.

По данным Антидиффамационной лиги США, Лига Кахане совершила в период своей наибольшей активности более 150 акций насилия, которые являются с точки зрения американского законодательства преступлением и квалифицируются как «теракт». Среди этих акций: обстрел из снайперской винтовки квартиры советских дипломатов, в которой находились дети, 13 взрывов у зданий и в помещениях (в том числе, посольства и представительства СССР при ООН, «Аэрофлота», «Интуриста» и зданий, где проживали сотрудники загранпредставительств), 34 вооружённых нападения и одна попытка угона самолёта, 19 случаев уличных беспорядков, 10 налётов на собрания общественности, 15 случаев нарушения закона о хранении оружия и около 1200 задержаний за нарушения общественного порядка и уголовные преступления. От рук членов ЛЗЕ погибли 7 человек и 22 были ранены. Десятки членов ЛЗЕ арестовывались американской полицией, а раввин Кахане в общей сложности провел в американских тюрьмах около 3-х лет.
«Daily World», 09. 02.1972.
Terrorism in the United States and the Potential Threat to Nuclear Facilities. Santa Monica, Cflifornia: The Rand Publications Series, January 1986. - P. 15.
Wigoder G. Dictionary of Jewish Biography. New York: Simon & Schuster, 1991. – Р. 250.
Согласно ежегодным отчетам ФБР, Лига защиты евреев «является экстремистской организацией, практикующей насильственные методы».
В мае 1971, М. Кахане и еще два десятка членов ЛЗЕ были арестованы ФБР за тайное производство взрывчатых веществ. М. Кахане был через день выпущен под залог, который внес один из боссов итальянской мафии Нью-Йорка Джо Коломбо. Однако спустя месяц финансовый покровитель лидера ЛЗЕ был смертельно ранен, и М. Кахане решает перебраться в Израиль. С этого времени он периодически появлялся в США, где занимался в основном сбором денежных средств, которые теперь направлялись в основном для финансирования политической деятельности раввина в Израиле.

Финансовые источники ЛЗЕ всегда были тайной за семью печатями. Многие еврейские бизнесмены и влиятельные сионистские организации зачастую отказывались сотрудничать с раввином, послужной список которого больше подходил для криминального авторитета. Еще в 1970 г. руководство ВСО отклонило заявку ЛЗЕ на вступление в основную международную сионистскую организацию. Известно, что М. Кахане, благодаря своему незаурядному дару убеждения М. Кахане, организовывал сборы средств во время своих публичных выступлений на собраниях еврейской религиозной общественности и на проповедях в синагогах. Так, на благотворительном обеде в Бостоне в 1986 г. было собрано более чем 20 тысяч долларов. ЛЗЕ пользовалась симпатией и поддержкой некоторых еврейских бизнесменов, которые давали М. Кахане миллионы долларов.

М. Кахане распоряжался тремя личными фондами: «Kach International», «Тhe Institute for the Authentic Jewish Idea», «The Jewish Overview». Аудиторская проверка только одного фонда с причудливым названием «Институт подлинной еврейской идеи» показала, что в период с 1980 по 1986 гг. он уплатил налоги с доходов на сумму 788 115 долл. Член израильского кабмина в 1980-1990-е годы А. Рубинштейн, признавал, что М. Кахане не составляло труда привезти в Израиль полмиллиарда долларов для того, чтобы создать в стране полсотни своих филиалов. Уже после иммиграции в Израиль он часто наведывался в Америку и объезжал штаты, где есть крупные еврейские общины, выступал с лекциями, организовывал обеды для богатых спонсоров, которые готовы были платить десятки тысяч долларов в поддержку великодержавных идей, шумных кампаний и экстремистских действий.

М. Кахане имел тесные связи с некоторыми американскими политиками, которые привлекали его как оратора для выступлений в поддержку во время избирательных кампаний. В списке покровителей ЛЗЕ значились имена конгрессмена Марио Бьяджи и сенатора Генри Джексона. Книги М. Кахане миллионными тиражами печатали наиболее известные американские издательские дома.

После эмиграции раввина Кахане из США большинство активистов ЛЗЕ последовали за ним в Израиль. Численность организации сократилась до 300 человек. ЛЗЕ пережила несколько расколов. Название Лига защиты евреев сохранилось только за группой из Лос-Анджелеса во главе с Ирвом Рубиным. Под его руководством ЛЗЕ вошла в список самых опасных экстремистских группировок на территории США: ФБР обвиняло ЛЗЕ в 37 террористических актах, совершённых в период с 1977 по 1984 гг.

Однако в 2001 г. И. Рубин был арестован по обвинению в подготовке взрыва мечети короля Фарука в Лос-Анджелесе. До этого он его уже арестовывали 39 раз и обвиняли в убийстве. Через год И. Рубин покончил жизнь самоубийством в тюрьме. Жена покойного преемника М. Кахане, Шелли Рубин формально возглавляет ЛЗЕ, но многие активисты движения обвинили ее в узурпации лидерских полномочий и покинули организацию.
Яир Котлер, известный израильский журналист, автор биографии раввина Кахане писал, что «до смерти Джо Коломбо отношения между Кахане и боссом итальянской мафии в Нью-Йорке были более чем тесные, и оба авторитета работали рука об руку» (Kotler Y. Heil Kahane! New York: «Adama», 1986, Р. – 46).
Friedman R. Nice Jewish Boys with Bombs: The Return of the JDL // «Village Voice», New York, May 6, 1986. - Р. 26.
Friedman R. The False Prophet… Р. 124-125.
Kahane's money tree // «The Washington Post», 08.11. 1987.
Kahane's money tree // «The Washington Post», 08.11. 1987.
Friedman R. Nice Jewish Boys with Bombs… Р. 26.
Terrorist Research: FBI Analysis of Terrorist Incidents and Terrorist-Related Activities in the United States. Washington: the US Department of Justice, 1985. – PP. 16–18.
JDL Chairman Rubin Released in Murder Case // « Los Angeles Times», 11.03. 1992.
Шелли Рубин
Судя по тому, что официальный сайт ЛЗЕ сейчас заблокирован, Лига окончательно распалась на несколько мелких групп («Еврейские защитники», «Объединенное еврейское подполье», «Еврейское действие» и др.). Наиболее известная группировка, выделившейся из ЛЗЕ – «Организация еврейской обороны».
Tilda Publishing
Организация еврейской обороны
Организация еврейской обороны (The Jewish Defense Organization (JDO)) – военизированная экстремистская группировка, представляющая собой клон Лиги защиты евреев. Дата основания и место – 1980 г., Нью-Йорк. Группировка появилась как результат острого соперничества между И. Рубинным и Марком (Мордехаем) Левиным за организационно-политическое наследие, оставленное в США раввином М. Кахане после его переезда в Израиль. Это соперничество было настолько ожесточенным, что в ходе выяснения отношений между претендентами произошла перестрелка. За неправомерное применение оружия М. Леви был осужден на 4 с половиной года лишения свободы.

М. Левин всегда отличался своим агрессивным нравом и считал, что ЛЗЕ нуждается в изменении тактики и усилении ее воинственности. Чаще всего он повторяет известный девиз В. Жаботинского: «Важно знать иврит, но еще важнее хорошо стрелять из пистолета».

Источник фото: splcenter.org
Глава влиятельного Американского стратегического исследовательского центра(RAND Corporation) отмечал: «Чтобы избежать проблем с законом, многие террористические группы при выборе названия своей организации сознательно избегают слова «терроризм» в любых его проявлениях». При этом он сослался, в частности, на Организацию еврейской обороны.

М. Леви часто заявлял, что ОЕО насчитывает более 3 тыс. человек. На деле она состоит не более чем из нескольких десятков боевиков, которые тренируются в лагере БЕЙТАР под названием «Jabotinsky» в Кэтскиллсе (штат Нью-Йорк). О конкретных акциях группировки сведения можно подчерпнуть в основном из сообщений американских источников о криминальных происшествиях. Свои мероприятия члены ОЕО называют «операциями по нанесению удара по нацистам или ку-клукс-клану». В действительности это самые обычные уличные потасовки на этнической почве, заканчивающиеся разгонами с применением сил полиции и арестами.
Hoffman B. Inside terrorism. N.Y.: Columbia University Press, 1998. – P. 22.
Ruby W. Militant Jewish feud leads to shooting // «The Jerusalem Post», 13.08. 1989.
Источник фото: static.timesofisrael.com
В конце прошлого века группировка занималась в основном патрулированием и охраной еврейских кварталов Нью-Йорка и Бруклина от вылазок хулиганствующих антисемитов и скинхедов. В начале 2000-х гг. ОЕО несколько поменяла тактику, развернув кампанию телефонного давления на гостиницы и офисы, которые предоставляли помещения для сборищ неофашистских и антисемитских организаций. В 2006-2007 гг. М. Леви инициировал несколько акций протеста против участия американцев, в частности, правого политика Д. Дюка и раввина Моше Фридмана, в международной конференции «Обзор Холокоста: глобальное видение», которая была проведена в Тегеране под председательством тогдашнего президента Ирана М. Ахмадинеджада.

В 2002 г. бывший член ОЕО Стив Рамбам подал иск в суд на М. Леви и его ближайшего партнера А. Вебермана, которые обвинялись в клевете, о вторжении в частную жизнь, подстрекательстве к насилию и нападении на А. Фоксмана, одного из руководителей Антидиффамационной лиги. Суд признал М. Леви и А. Вебермана виновными в предъявленных обвинениях и обязал их выплатить штраф в размере 850 тыс. долл. С этого времени о деятельности ОЕО ничего не известно. Сайт организации закрыт по решению суда Калифорнии.
Superior Court for the State of California Steven Rambam vs Jewish Defense Organization, et al. Complaint for Case No. 179060.
Tilda Publishing
«Ках»
«Ках» («Так») - маргинальное движение, наиболее массовое и экстремистское среди всех ультранационалистических объединений за «единый и неделимый Израиль», широко использовавшее откровенно расистские призывы и методы насилия в отношении как арабов, так и политических оппонентов. Проводившаяся израильскими правительствами М. Бегина (1977-1983) и И. Шамира (1983-1984; 1986-1992) политика «железного кулака» в отношении арабов оказала заметное влияние на рост активности «Ках» и других крайне правых организаций антиарабской направленности. М. Бегин предлагал раввину Кахане вступить в его партию «Херут», но тот проигнорировал его предложение, посчитав, что позиция правящей партии в отношении решения палестинского вопроса является чересчур мягкой.

«Ках» был основан раввином Кахане сразу после его иммиграции в Израиль в сентябре 1971 г. При оформлении израильского гражданства М. Кахане указал, что он намеревается работать в системе образования. Он действительно приложил немало усилий для создания религиозной школы «Еврейская идея», которая стала кузницей молодых кадров для «Ках» и контролировавшейся этой партией сети экстремистских организаций, которые действовали на оккупированных территориях. Кроме того, используя свои организаторские способности, р. Кахане сформировал в основных вузах Израиля несколько студенческих экстремистских групп. «Харделим» (религиозные националисты»), примкнувшие к радикальным молодежным организациям «Еш» в университете Хайфы («Технион»), «Кастель» в Еврейском университете Иерусалима и «Мецада» в Тель-Авивском университете устраивали шумные демонстрации с требованием не допускать арабов в израильские вузы, устраивали погромы в помещениях арабских студенческих комитетах, избивали арабских учащихся.

В сентябре 1972 г. в ответ на нападение палестинских террористов на израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене р. Кахане вместе с бывшим активистом ЭЦЕЛ А. Паглиным (Гиди) спланировали провести акцию возмездия. Для этого они пытались провезти из-за рубежа оружие, но были задержаны в аэропорту сотрудниками израильской спецслужбы. В результате оба были арестованы, а р. Кахане по решению суда был приговорен к двум годам лишения свободы (условно). После этого его арестовывали 62 раза, а его ближайшего помощника и заместителя Й. Даян – 28 раз.

«Ках» обвинялось в разработке плана взрыва мечети «Куббат ас-Сахра» на Храмовой горе, организации провокационных манифестаций возле исламских святынь в Иерусалиме и Хевроне, убийстве Эмиля Гринцвейга во время антивоенной демонстрации, устроенной движением «Мир — сегодня» против вторжения израильских войск в Ливан, нападении на арабский автобус неподалеку от горы Герцель в Иерусалиме, закладке мин-ловушек в Восточном Иерусалиме, поджоге автомашин в арабском квартале Абу т-Тор и т.п.

Sprinzak Е. Brother against Brother. N.Y.: The Free Press, 1999. – Р. 189.
Постановлением израильского суда М. Кахане было запрещено посещать Хеврон.
Источник фото: andrewmarcus.ru
На парламентских выборах 1973 г. М. Кахане впервые выдвинул список своих кандидатов под названием «Список лиги» (по всей видимости, подразумевалась «Лига защиты евреев»). Предполагалось, что список будет поддержан сторонниками израильского общественного движения «Тнуа ле-Эрец Исраэль шлема» («Движение за неделимый Израиль»), которое после войны 1967 г. вобрало многих представителей официального политического руководства, культурной и научной элиты страны.

Программа партии «Ках», штаб-квартира которой разместилась в еврейском поселении Кирьят-Арба вблизи от Хеврона, отличалась крайним экстремизмом и неприкрытой расистской политической платформой. Она предусматривала полную аннексию Западного берега, сектора Газа, Голанских высот и Синайского п-ова, а также депортацию проживающих на этих землях арабов. В своих многочисленных интервью, выступлениях и заявлениях р. Кахане пропагандировал следующее: «Отсутствует какая-либо возможность совместного сосуществования арабов и евреев. Мы требуем выдворить всех арабов в страны арабского мира и запретить им селиться во всех районах Эрец Исраэль… Для того, чтобы обуздать ассимиляцию и пресечь какие-либо связи евреев и неевреев, мы предлагаем разместить все инонациональное население страны, включая неевреев, живущих в Израиле, в специально отведенных и изолированных районах, управляемых военными комендантами. Правительство не должно субсидировать эти районы».

Сторонники «Движения за Великий Израиль» полагают, что «Земля Израиля» находится в пределах границ, очерченных в Библии. В Ветхом Завете границы «земли обетованной» очерчены «от реки Египетской до великой реки Евфрат» (Быт. 15:18). В книге Исхода обозначены пределы протяженности «Эрец Исраэль» с юга на север: «от моря Чермного (т.е. Красного моря) до моря Филистимского (Средиземного моря)» (Исх. 23:31). По Торе в пределах земли, отведенной для заселения коленами Израиля, указываются также Заиорданье (территория современной Иордании) и южные районы Ливана и Сирии (Чис. 32:33–42; 34:3–12; Втор. 3:8–17).
«Едиот ахронот», 29.05.1981
Основные принципы партии были изложены в приведенном ниже предвыборном объявлении:
  • Во всех школах должно быть введено традиционное еврейское образование;
  • Государство Израиль несет ответственность за евреев СССР и арабских стран;
  • Эмиграция арабов – единственное решение арабской проблемы;
  • Израиль должен аннексировать освобожденные территории, которые будут заселяться евреями и прежде всего разрешить заселение Хеврона;
  • Израиль обязан принять любого еврея и не вправе выдавать евреев другим государствам;
  • Для устранения социального неравенства следует опираться на еврейские нравственные ценности;
  • Проповедники иных религий должны быть выдворены из страны;
  • Общие еврейско-арабские детские летние лагеря должны быть запрещены, поскольку могут привести к ассимиляции;
  • Правительству следует уповать не только на военную силу, но, прежде всего, на Бога».
Перевод с иврита предвыборного объявления «Списка лиги», напечатанного в израильской газете «Маарив», 26.09.1973.
На выборах партия р. Кахане получила 12 800 голосов и не преодолела электорального барьера. После этого она поменяла название на «Ках» – именно этот призыв был изображен на эмблеме ЭЦЕЛ. Однако на выборах 1977 и 1981 гг. партия получила еще меньше голосов избирателей.

Чтобы расширить массовую базу своего правоэкстремистского движения, преданные ему раввины (Й. Лернер, И. Ариэль, А. Толедано, А. Корн и др.) создали в поселениях несколько десятков молодежных групп, которые выступали с лозунгом «Кахане к власти». Самые известные из них: ТНТ («Террор против террора»), «Ассоциация дальнейшего заселения и освоения Иудеи, Самарии, сектора Газа и Иорданской долины», «Комитет по обеспечению безопасности движения по дорогам Иудеи и Самарии», «Хашмунаим» («Хасмонеи» или «Последователи раввина Й. Лернера»), МААЦ («Отдел общественных работ»), «а-Емин а-амити» («Настоящие правые»), «Новые израильские правые», целый куст ячеек, объединенных общим названием «Движение за захват мечети Аль-Акса», и др. Эти группировки представляли собой вооруженные отряды из нескольких сот молодых националистов из религиозных поселений, отождествлявших себя с народной милицией. Однако на деле боевики М. Кахане терроризировали население арабских деревень и организовывали провокации в местах, которые являются одновременно святыми для иудеев и мусульман, в основном в Хевроне у могилы Патриархов. В 1980 г. раввин М. Кахане был арестован на шесть месяцев за подготовку теракта в мечети на Храмовой горе.

Популярность р. Кахане среди поселенцев – религиозных сионистов настолько возросла, что на выборах 1984 г., когда он был избран депутатом Кнессета, за него проголосовало около 25 тыс. израильтян. На предвыборном постере партии «Ках» были написаны такие слова: «Отдай нам свой голос, и мы, в конце концов, займемся ими (арабами)». «Смерть арабам» – плакатом с этим призывом приветствовали избрание М. Кахане в Кнессет его единомышленники.

Накануне выборов 1984 г. Кахане подготовил и опубликовал детальную «программу трансфера арабов за пределы Эрец Исраэль». О крайней расистской сущности движения «Ках» свидетельствовали законы, предложенные р. Кахане во время его депутатства в израильском парламенте: «О насильственной депортации неевреев, которые откажутся от статуса временно проживающего в Израиле иностранца», «О запрете неевреям жить в пределах Иерусалима», «О создании раздельных пляжей для евреев и неевреев», «О заключении в тюрьму сроком на 5 лет любого нееврея, сожительствующего с еврейкой».

Деятельность «Ках» на любом направлении и уровне была настолько преступной и противоправной, что подавляющее большинство депутатов Кнессета и израильских правительственных чиновников старались отмежеваться от связей с р. Кахане и его сторонниками. В октябре Центральная избирательная комиссия под председательством судьи Г. Баха проголосовала 18 голосами против 10 за отстранение движения «Ках» от участия в выборах, определив, что предвыборный список этого движения является «расистским и антидемократическим». В 1994 г., уже после смерти М. Кахане, решением израильского суда «Ках» было объявлено вне закона и включено в список запрещенных террористических организаций. «Ках» также запрещено в США, Канаде и странах Евросоюза.

David B. Capitanchik D.B. A Guide to the Israeli General Election 1984 // IJA Research Reports. London. No. 8. July 1984. – P. 4.
Herzog H. The Contest of Symbols: The Sociology of Election Campaigns through Israeli Ephemera. Cambridge: Harvard University Press, 1987. – P. 35.
Extremism in the Name of Religion. The Violent Legacy of Meir Kahane //Anti Defamation League Report, N.Y., 1994. – P. 14.
Эта программа детально изложена в книге р. М. Кахане: They Must Go. N.Y.: Grosset & Dunlap, 1981.
The Kach Movement – Background. Jerusalem: Ministry of Foreign Affairs of the State of Israel, March 1994.
Country Reports on Terrorism 2004. Wash.: US Department of State, Office of the Coordinator for Counterterrorism. April 2005. – Р. 102.
После запрета на политическую деятельность в Израиле р. Кахане вернулся в США. 5 ноября 1990 г. он был смертельно ранен в Манхэттене египтянином Эль Сайедом Нусейром, состоявшим в членстве террористической организации «Аль-Каида».
Примечательно, что после прихода А. Шарона к власти в феврале 2001 г. идея трансфера палестинских арабов, т.е., собственно, то, что и предлагалось «Ках», уже не рассматривались многими израильскими политиками как нечто преступное или антидемократическое. Тот же А. Шарон часто называл в своих публичных выступлениях арабов «иностранцами, цепляющимися за чужие земли». Сейчас сторонники трансфера, разделяющие взгляды р. Кахане, являются депутатами Кнессета и влиятельными чиновниками госучреждений. Многие из них принципиально покупают дома и живут на Западном берегу или в Восточном Иерусалиме. Бывший член Кнессета от партии «Херут» М. Кляйнер в памфлете «Кто боится Кахане» писал: «У национального лагеря есть сейчас в Кнессете почти 70 депутатов. Нет никакой причины не поддержать мой законопроект, отменяющий определение «Ках» террористической организацией. Не нужно обязательно быть членом «Ках» или соглашаться с его программой, чтобы смыть с израильского общества позор объявления этой организации террористической». Бессменный лидер «Исраэль бейтену» («Наш дом – Израиль») А. Либерман, проживающий в поселении Нокдим, всегда поддерживал программу депортации палестинских и израильских арабов.

Опрос израильского общественного мнения, проводившийся в течение четырех лет (2001-2004) социологами научно-исследовательского Центра национальной безопасности при Хайфском университете под руководством профессора Г. Бен-Дора, показал, что более 60% израильтян поддерживают идею трансфера. Если бы р. М. Кахане принял участие в выборах в 2000-х гг., то он смог бы провести в Кнессет не менее 20 своих сторонников.

«Зу а-дэрех», 02.06.1982.
Макор ришон, 28.12.2001.
Шрагай H. «Мы не за партию «Ках», но мы любим Кахане» // «Гаарец», 25.12.2002.
Tilda Publishing
«Кахане хай»
После убийства р. М. Кахане, его сын Биннъямин Зеэв Кахане, ортодоксальный раввин, получивший образование в ешиве «Мерказ а-Рав», по тактическим соображениям создал собственные ешиву и религиозно-националистическую организацию, которые назвал в честь своего отца соответственно «а-Рав Кахане» («Раввин Кахане») и «Кахане хай» («Кахане жив»). «Ках» возглавил Барух Марзель, секретарь этого движения и самый ближайший человек из окружения р. Кахане. В 1984 г. Б. Марзель вместе с М. Кахане прошел от списка «Ках» в Кнессет.

Б. Марзель окончил ешиву в еврейском поселении Ямит на Синайском п-ове и принимал активное участие в организации и проведении манифестаций израильских противников подписания Кэмп-дэвидских соглашений и вывода еврейских поселений с египетской территории. В 1992 г. «Ках» и «Кахане хай» пытались подать в Избирательную комиссию Израиля раздельные списки, однако им было отказано в регистрации.

Барух Марзель
Продолжая свою деятельность фактически в подполье, боевики «Ках» и «Кахане хай» в 1993 г. взяли на себя ответственность за несколько вооруженных нападений на палестинцев на Западном берегу, в результате которых 4 человека были убиты и двое - ранены. Они совершили акт вандализма, осквернив непристойными надписями стены Троицкой церкви Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Служба общей безопасности Израиля раскрыла несколько планов подготовки «каханистами» взрывов в мечети Аль-Акса в Иерусалиме. В ноябре 1992 г. в связи с терактом на рынке в старом городе Иерусалима генеральный прокурор Израиля обвинил обе организации в подстрекательстве к терроризму и инициировал против них судебное разбирательство.

Спустя год Верховный суд Израиля БАГАЦ запретил деятельность «Ках» и «Кахане хай» как организаций, проповедующих откровенный расизм. Поводом для запрета стало дело американского еврея Б. Гольштейна - члена «Ках», убившего 25 февраля 1994 г. из автоматического оружия 29 человек, в том числе детей, и ранившего около 150 палестинских арабов во время молитвы в мечети Ибрагима у могилы Патриархов в Хевроне. Б. Гольдштейн значился под третьим номером в списке партии «Ках» на выборах 1988 г.

Репутация «Ках» и «Кахане хай» существенно подпортилась после того, как выяснилось, что Игаль Амир, совершивший покушение на премьер-министра И. Рабина, был членом террористической законспирированной группы ИЯЛ («Организация сражающихся иудеев»), имевшей прямые связи с «Ках».
Israel Bans Kach, Kahane Chai Citing Them As Terrorist Groups // «Jewish Telegraphic Agency», 14.03.1994.
Биньямин Кахане (в центре)
Кроме того, многие из тех, кто присоединился к политическим структурам р. Кахане на гребне электорального успеха в 1988 г., после запрета их деятельности переметнулись в другие ультранационалистические партии «Цомет» «(«Перекресток»), «Техия» («Возрождение»), «Моледет» («Родина»), «Херут» («Свобода»), политические программы которых мало чем отличались по своей идеологии и антиарабскому настрою от «Ках» - «Кахане хай».

Во второй половине 1990-х годов гг. «Ках», несмотря на то, что имела наличие сторонников в Израиле и США, официально прекратила свою деятельность, а численность «Кахане хай» никогда не превышала 100-150 человек.

В 1998 году г. Б. Кахане был отправлен в тюрьму на шесть месяцев по обвинению в организации терактов против палестинцев, подстрекательстве к насилию и проведении противозаконных демонстраций. После освобождения он пытался открыть в Иерусалиме «Центр распространения еврейской идеи», однако израильские власти наложили запрет на его деятельность. 31 декабря 2000 г. р. Б. Кахане и его супруга были убиты в результате теракта, совершенного палестинскими боевиками из «Подразделения 17» (спецподразделение ФАТХ). Несмотря на то, что «каханизм» как идеология по-прежнему имеет фанатичных почитателей, в том числе и среди русскоязычных евреев, движение «Ках» «Кахане хай» как организационное объединение прекратило существование.
Atkins S. E. Encyclopedia of Modern Worldwide Extremists and Extremist Groups. London: Greenwood Press, 2004. – P. 166.
Tilda Publishing
Лехава
ЛЕХАВА (одновременно означает слово «Пламя» и акроним фразы «Запрет ассимиляции евреев на Земле Израиля») – израильское ультраправое националистическое движение протеста против любого проявления еврейской ассимиляции, любых личных или деловых отношений между евреями и неевреями как в Израиле, так и в других странах мира. Движение опирается на расистские идеологические принципы, сформулированные раввином М. Кахане.

Организацию основал и возглавляет Бен-Цион Гопштейн, ученик М. Кахане, член совета еврейского поселения Кирьят-Арба на оккупированном Западном берегу. В 1990 г. он был арестован по подозрению в убийстве палестинской семейной пары, но был отпущен из-за недостаточности улик. Неоднократно арестовывался также за участие в маршах протеста, которые проводились под эгидой запрещенной в Израиле партии «Ках». Сейчас Б. Гопштейн занимает должность директора поселенческого крайне националистического издательства «Хелма», которое, по крайней мере, с 2005 по 2013 гг. находилось на государственном финансовом обеспечении и получало 175 тыс. долл. ежегодно. Он же организовал демонстрацию протеста в одном из парков Иерусалима против совместного пользования лавочками для отдыха евреями и неевреями. При этом демонстранты держали лозунги с надписями «Смерть арабам» и «Мухаммед мертв». Активными сторонниками откровенно расистского движения, а их численность составляет несколько сот человек, стали слушатели и выпускники религиозных школ в еврейских поселениях на оккупированных палестинских территориях, т.е. те же «харделим» – религиозные националисты.

ЛЕХАВА получила известность в 2010 г. после отправки за подписью ее членов открытого письма на имя еврейской израильской супермодели Бар Рафаэли, призывая ее разорвать свои отношения с американским актером Леонардо Ди Каприо, который исповедует католицизм. Позже такое же письмо с осуждением было направлено Марку Цукербергу и его супруге китаянке Присцилле Чан.

A Strange Kind of Mercy // «Haaretz», 27.05.2011.
Love in the Time of Racism: The New, Dangerous Low in the Campaign to Stop Interracial Relationships // «Haaretz», 25.05.2013.
Бар Рафаэли и Леонардо Ди Каприо
Источник фото: peopletalk.ru
В декабре 2010 г. молодежная группа еврейских ортодоксов от имени ЛЕХАВА растиражировала открытое письмо, в котором содержался призыв к евреям не наниматься на работу к неевреям, а женщинам-еврейкам остерегаться контактов с арабами, т.к. тем самым «евреи отторгают себя от священной расы». Письмо было опубликовано в израильской независимой газете «Гаарец» и вызвало широкую общественную дискуссию. Примечательно, что ходе дискуссии был проведен опрос общественного мнения, по результатам которого выяснилось, что 44% израильтян поддерживают призыв противников еврейской ассимиляции.

В ноябре 2014 г. четыре активиста ЛЕХАВА были арестованы в городе Петах-Тиква во время распространения пропагандистских материалов с призывами к сегрегации по расовому признаку. В том же году ортодоксы-националисты устроили акцию протеста против свадьбы араба и еврейки – жителей Яффо. Араб-мусульманин Махмуд Мансур и принявшая ислам перед свадьбой еврейка Морель Малка после пяти лет совместной жизни приняли решение сочетаться браком. Тогда Окружной суд города Ришон ле-Циона за несколько часов до свадьбы удовлетворил просьбу, поданную лидером ЛЕХАВА, провести у зала торжеств, где отмечали бракосочетание, акцию протеста, в которой приняли участие около 200 человек. В декабре 2014 г. трое членов ЛЕХАВА были арестованы и обвинены в поджоге Центра еврейско-арабского образования в Иерусалиме «Яд ба-Яд» («Рука об руку»), однако вскоре были отпущены из-за недостатка улик.

В 2015 г. Б. Гопштейн призвал к уничтожению христианских церквей в Израиле. В своей статье, опубликованной на сайте израильских ультраортодоксов «Кукер», он требовал искоренения в Израиле всех христианских праздников и изгнания христиан из страны, которых он сравнил с идолопоклонниками и вампирами. Несколько лет назад израильскому журналисту Лиат Бар-Ставу удалось внедриться в ряды ЛЕХАВА и описать методы сбора досье на «ненадежных евреев» и травли тех, кто не соответствовал критерию еврейской идентичности и модели поведения еврея в понимании Б. Гопштейна и его единомышленников.
Rabbis' Wives Urge Israeli Women: Stay Away From Arab Men // «Haaretz», 28.12.2010.
Good Will and Peace Towards Men Elusive This Year in Nazareth // «Forward», 24.10.2015.
Bar-Stav Liat. Inside radical right-wing group Lehava // «Ediot Achronot», 01.03 2015.
Бен-Цион Гопштейн
Источник фото: detaly.co.il
Полностью противоправная деятельность организации ЛЕХАВА была раскрыта в увесистом докладе «Расизм и гендерное неравенство в Израиле», составленном двумя религиозными израильскими правозащитными организациями – Израильским центром реформ религии и государства и Израильским движением за реформы и прогрессивный Иудаизм.

Развернувшаяся сейчас в израильском обществе дискуссия вокруг движения ЛЕХАВА не осталась без внимания политиков самого высокого ранга. Президент Израиля Реувен Ривлин назвал израильтян, поддерживающих движение ЛЕХАВА «грызунами, подтачивающими фундамент израильского демократического общества». Министр обороны Моше Яалон заявил, что правительство рассматривает возможность включения ЛЕХАВА в список террористических организаций, запрещенных в Израиле.

Однако у израильских сторонников сегрегации по национально-религиозному принципу есть и свои высокие покровители, например, нынешний министр сельского хозяйства и председатель совета еврейских поселений ЙЕША раввин Ури Ариэль. Главный раввин сефардской общины Израиля и член Кнессета от партии ШАС Ицхак Йосеф, выступивший с субботней проповедью 27 марта 2016 г., указал на то, что неевреям по законам Галахи запрещено жить на земле Израиля. Те же неевреи, которые находятся в Израиле, должны лишь прислуживать евреям.
Over vocal protest, Arab-Jewish wedding goes ahead // «The Times of Israel», 17.08.2014.
Ya'alon asks legal experts if he can ban Lehava Jewish extremist organization //«The Jerusalem Post», 01.04.2015.
Sephardi Chief Rabbi Says non-Jews Forbidden From Living in the Land of Israel // «Haaretz», 28.03.2016.
Автор
Александр Крылов
Д.и.н., профессор кафедры востоковедения, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО МИД России

Подготовили Мария Смекалова, Ирина Сорокина, Руслан Мамедов, Алексей Агеев, Александр Тесля. Верстка: Степь

В проекте использованы материалы статьи Крылова А.В.
"
Еврейские экстремистские и террористические организации в Израиле "/ А.В.Крылов // Международная аналитика / Гл. ред. А.А. Орлов, ред. выпуска П.Б. Паршин, А.Л. Чечевишников, Москва: МГИМО Университет, 2016. Вып. 1(19). — С. 99-116.

© 2017
Российский совет по международным делам