Постсоветское пространство 2020
Тренды евразийской интеграции

Аза Мигранян

Профессор, д.э.н., в.н.с. Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, зав. отделом экономических исследований Института стран СНГ, эксперт РСМД
Основные тренды развития евразийской интеграции
Развитие Евразийского экономического союза в 2019 г. ознаменовалось сохранением довольно высоких темпов углубления интеграционных процессов и расширения торгово-экономических отношений на мировой арене. При этом наметились тенденции роста качества интеграционного сближения между странами и формирования имиджа прагматичного и ответственного партнера в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.

В ЕАЭС совершенствуются институты и механизмы регулирования торгово-экономического сотрудничества, снижается число барьеров для обеспечения полной свободы перемещения товаров, услуг, трудовых ресурсов и капиталов на едином таможенном пространстве стран–участниц.

В 2019 г. были разработаны и внесены изменения по усовершенствованию регуляторных инструментов:

— введены в оборот электронные таможенные декларации, они увязаны с создаваемыми едиными информационными платформами всех стран ЕАЭС;

— изменен порядок зачета таможенных пошлин с использованием системы авансовых платежей (это позволяет существенно ускорить документооборот и сократить время таможенной очистки товаров);

— унифицированы правила начисления и взимания компенсационных и антидемпинговых пошлин;

— конкретизированы термины и полномочия государственных органов, расширены сферы влияния и регулирующее воздействие Евразийской экономической комиссии (далее ЕЭК) в вопросах контроля и исполнения антимонопольных правил ЕАЭС на трансграничных рынках и в целом по ЕАЭС;

— внесены изменения в международные договоры по нормативам распределения полученных сумм таможенных платежей между бюджетами государств–участников (предусматривается установление следующих пропорций: Армения — 1,22%; Беларусь — 4,86%; Казахстан — 6,955%; Кыргызстан — 1,9%; Россия — 85,065%).

Упор на «цифру»

В ЕАЭС в 2019 г. активно занимались созданием и совершенствованием цифровой повестки в различных сегментах общего рынка. Разработаны и утверждены проекты по реализации программы цифровизации, в которой предусмотрен порядок осуществления проектной деятельности по цифровизации консолидированными силами всех участников ЕАЭС.

В частности, для облегчения документооборота, ускорения таможенных процедур и облегчения предпринимательской деятельности в ЕАЭС принято решение по унификации правил и формата функционирования «единого окна». Это может стать платформой систем электронного обмена информацией, взаимодействия с лицензионной и регулирующей системой для всех участников рынка ЕАЭС, независимо от страны происхождения.

Также принята Концепция о трансграничном информационном взаимодействии, которая создает правовую основу для информационного обмена субъектов рынка ЕАЭС и может быть использована в будущем как платформа развития рынка информационных услуг.

Программа цифровой повестки распространяется и на реальный сектор экономики, что предусмотрено реализацией проекта по промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий. Предполагается развитие системы электронных контрактов между промышленными предприятиями. Реализации этого проекта должен способствовать консультационный орган — Совет промышленной политики.

Единые отраслевые рынки

В 2019 г. принята Концепция о формировании общего финансового рынка ЕАЭС, которая предусматривает свободный взаимный доступ банковских и страховых структур на национальные рынки (регламентация процессов унификации и гармонизации правил и механизма выдачи лицензий, их взаимное признание). Это позволит усилить конкуренцию на рынке банковских услуг, страхования, расширить спектр доступных финансовых услуг, простимулирует переливы капиталов и инвестиционную активность.

Сложность и масштабы преобразований, необходимых для создания общего банковского рынка, секторов страхового рынка и рынка ценных бумаг обусловливают длительный подготовительный период для согласования, унификации и гармонизации макроэкономических критериев, нормирования показателей, чтобы обеспечить устойчивость финансового сектора и страхования, законодательной базы до 2025 г., а после будет дан старт переходной модели функционирования общего финансового рынка.

Энергетика всему голова

Стартовала работа переходной модели общего рынка электроэнергии ЕАЭС. Важная деталь формирования концепций интеграции рынков энергоносителей заключается в отказе от цели создания единого рынка для всех видов энергоресурсов в ходе переговоров при согласовании положений союзного Договора и закрепление в нем формата общего рынка (ОЭР) в качестве целевого ориентира интеграции для сектора энергоресурсов.

ОЭР ЕАЭС предполагает свободное ценообразование на электроэнергию и услуги по ее передаче с использованием следующих механизмов: договорные цены по долгосрочным контрактам между независимыми друг от друга компаниями, установленные с учетом равновесной цены общего рынка и закрепленные в контрактах, и свободное ценообразование на биржевых площадках.

Торговля организована с использованием электронных систем по своп контрактам, форвардам и фьючерсам, и единой информационной системы (ЕИС), доступной для всех оптовых участников рынка. Однако только уполномоченные организации наделены правами заключать сделки долгосрочного характера и определять объемы выставляемых на торги излишков электроэнергии.

До начала функционирования рынка газа предусмотрено регулирование нижних и верхних границ цен на реализуемые излишки электроэнергии и тарифы на услуги в пределах внутренних цен. Это значит, что «свобода» ценообразования на электроэнергию и услуги изначально формируется по условиям и в пределах производственного, ресурсного, технического и технологического потенциала национальных естественных монополий, а на общем рынке она лишь корректируется в зависимости от имеющегося спроса и предложения на конкретный момент времени.

Это переходный формат функционирования ОЭР ЕАЭС, он полностью вписывается в интеграционную модель трансграничного торгового сотрудничества, предполагающую достижение поставленных целей общего рынка за счет наращивания торговых объемов и обеспечения равного допуска к услугам и инфраструктуре национальных монополистов.

Таким образом, развитие евразийской интеграции позволило сохранить в ЕАЭС в 2019 г. рост положительного влияния интеграционных процессов на стабильность макроэкономической ситуации в государствах–участниках и степень макроэкономической конвергенции. В результате применения единого таможенного тарифа Таможенного кодекса ЕАЭС и расширения перечня имплементированных всеми странами положений технических регламентов происходит ускоренное сближение условий функционирования товарных рынков и создания равных условий конкуренции для всех субъектов общего рынка стран ЕАЭС. Что позволяет сдерживать снижение темпов роста, прогнозируемое на мировых рынках в 2019 г. еще в начале года.

Унификация правил торговли товарами и услугами на общем рынке в ЕАЭС в течение 2019 г. позволила сохранить более низкие темпы падения взаимной торговли в стоимостном измерении внутри Союза по сравнению с темпами снижения внешней торговли с третьими странами. Сокращение объемов взаимной торговли в январе­–сентябре 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. составило 1,3% против 2,5% снижения объемов внешней торговли с третьими странами.

Положительные темпы роста взаимной торговли демонстрировали Армения (6,4%) и Беларусь (3,5%), в остальных странах наблюдалось снижение торгового оборота около 3% в среднем. Как и в предыдущие годы, драйверами взаимной торговли были минеральное сырье — 26% от всего объема взаимной торговли в ЕАЭС, машины, оборудование и транспортные средства — 20% (основными поставщиками оставались Россия и Беларусь), сельскохозяйственное сырье — 15%, металлы и изделия — 13% и продукция химической промышленности —12%.

По расчетам ЕЭК, динамика взаимной торговли в сопоставимых ценах (по индексу физического объема поставок) демонстрирует сохранение объемов торговли на уровне 2018 г. и снижение цен на 1,5, что обусловило падение стоимостного показателя объемов взаимной торговли. Следовательно, фактор влияния евразийской интеграции сохраняет положительные эффекты и может быть усилен посредством интенсификации интеграционных процессов.

Потенциал расширения торгового сотрудничества обеспечивается увеличением круга партнеров по преференциальному режиму экономического сотрудничества. В 2019 г. в ЕАЭС была продолжена работа по развитию международного сотрудничества: вступило в силу Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР. Подписаны соглашения о сотрудничестве с Сербией и Сингапуром и меморандумы о сотрудничестве с Индонезией, подписана декларация о партнерстве с Тихоокеанским альянсом; началась подготовка по согласованию условий договоров о партнерстве по ранее подписанным меморандумам о сотрудничестве с Африканским союзом, Бангладеш, Аргентиной, с Экономической и социальной комиссией Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Агентством Глобальной номенклатуры медицинских изделий.

Активность ЕАЭС на международной арене свидетельствует о большом потенциале его развития, его признания как самостоятельного субъекта международных отношений.