Аналитическая записка №58 / 2025
Взаимодействие России с Бразилией — важнейшим торговым партнером Москвы в Латинской Америке и одним из ключевых участников БРИКС — представляется значимым элементом российской стратегии по формированию многополярного мира. Совпадение по ряду вопросов международной повестки, способность преодолевать возникающие политические противоречия без ущерба двусторонним связям стали важными характеристиками контактов между двумя государствами в XXI в. В то же время в отношениях России и Бразилии сохраняется ряд рисков, а при определенных обстоятельствах может произойти охлаждение в торгово-экономической сфере. Как превратить динамично формирующиеся на нескольких направлениях связи в прочные связующие нити и выработать максимально близкое видение будущего — задача, которую Москве еще предстоит решить.
Аналитическая записка №58 / 2025
Взаимодействие России с Бразилией — важнейшим торговым партнером Москвы в Латинской Америке и одним из ключевых участников БРИКС — представляется значимым элементом российской стратегии по формированию многополярного мира. Совпадение по ряду вопросов международной повестки, способность преодолевать возникающие политические противоречия без ущерба двусторонним связям стали важными характеристиками контактов между двумя государствами в XXI в. В то же время в отношениях России и Бразилии сохраняется ряд рисков, а при определенных обстоятельствах может произойти охлаждение в торгово-экономической сфере. Как превратить динамично формирующиеся на нескольких направлениях связи в прочные связующие нити и выработать максимально близкое видение будущего — задача, которую Москве еще предстоит решить.
Рекомендации по выстраиванию экономического диалога России и Бразилии
1. Несмотря на существующие и потенциальные проблемы, сохранение, упрочение и развитие экономических отношений с Бразилией являются одним из приоритетов внешнеэкономической стратегии России. Они важны как сами по себе, так и с учетом общего курса на развитие отношений Москвы со странами ЛКА. Ключевым элементом остается необходимость сохранить достигнутые позитивные
тенденции и объемы двусторонней кооперации. Важно расширить сотрудничество в уже освоенных отраслях, при этом потребуется определенная инвентаризация проектов и соглашений с целью определения не просто приоритетных областей, а тех из них, которые обладают перспективой реализации. Ориентироваться при этом важно не только на абстрактные и реальные нужды российских
бизнес-структур, но и выявлять меняющиеся потребности российского и бразильского общества.
2. В связи с динамично меняющейся и неизменно сложной мировой обстановкой и высокой вероятностью усиления давления западных стран на Бразилию, в первую очередь со стороны США, при выстраивании торгово-экономического сотрудничества с латиноамериканской страной России следует ориентироваться прежде всего на среднесрочную перспективу, реализуя максимальное количество имеющихся сейчас возможностей и одновременно осуществляя поиск потенциальных ниш для экспорта. В попытках проникновения на бразильские рынки и организации импорта в Россию требуется не разбрасываться по всем группам товаров, а сосредоточиться на том, в чем заинтересованы и Россия, и Бразилия. Особое внимание при этом следует уделять технологичным секторам экономики, включая ИТ-сферу, что позволит обеспечить бóльшую устойчивость российской экономики. Исходя из того, что формирование ЗСТ на двустороннем уровне или на уровне ЕАЭС — МЕРКОСУР маловероятно, было бы целесообразно при определении модальности партнерства в ближайшей перспективе перейти к реализации принципов гибкой интеграции на уровне бизнес-структур, с учетом необходимости избегать риска санкционного давления на бразильских партнеров. Требуется при этом осуществить шаг, на который ни одна из двух стран не пошла за десятилетия взаимодействия — сформировать дорожную карту, которая четко обозначит не только цели, но и конкретные меры и сроки по облегчению двусторонней кооперации.
3. Следует учитывать, что, несмотря на участие всех трех государств в БРИКС, КНР для России играет в Бразилии роль не партнера, а конкурента. В этом контексте императивом становится такое развитие кооперации с Бразилиа, которое не будет негативно влиять на сложившиеся отношения Москвы и Пекина.
4. При разработке проектов двустороннего сотрудничества требуется учитывать, что Россия вряд ли может предложить новые технологии для большинства приоритетных для Бразилии сфер экономики, однако южноамериканскаястрана заинтересована в увеличении объема российских инвестиций.
5. Для обеих стран сохраняет значимость проблема реализации двусторонних расчетов и безопасности финансовых транзакций в условиях санкций. При огромном дисбалансе в двусторонней торговле в пользу России на данном этапе нецелесообразен переход на расчеты в национальных валютах. Более перспективным может оказаться использование китайского юаня (принимая во внимание активную торговлю и России, и Бразилии с КНР); но не стоит отказываться и от поиска новых решений в этой сфере в рамках БРИКС. Существенные объемы бразильской валюты могут, однако, стать преимуществом для российских экспортеров, готовых инвестировать в южноамериканскую страну, к примеру, в сфере производства минудобрений.
6. Бразильским партнерам требуется помощь в деле выхода на российские рынки, это делает необходимым формирование информационных сервисов в режиме «одного окна». Российский бизнес, в свою очередь, нуждается в помощи в деле прохождения сложных процедур сертификации товаров, поставляемых в южноамериканскую страну. Для привлечения новых инвестиций в российскую экономику со стороны бразильцев потребуется работа по повышению привлекательности российского рынка. Инерции прежде накопленных связей не хватит для осуществления новых масштабных и прорывных проектов.
7. В рамках сотрудничества ЕАЭС — МЕРКОСУР императивом представляется проработка мер по взаимному облегчению взаимной торговли.
8. Требуется уделить внимание формированию альтернативных транспортно-логистических цепочек для обеспечения бесперебойного характера взаимных поставок.
Российско-бразильские отношения: политический контекст и экономическое сотрудничество, 2,6 Мб