В российских вузах продолжаются защиты дипломных проектов диссертаций, и совсем скоро новые специалисты получат документы об окончании высшего образования. В Российском государственном гуманитарном университете церемония вручения дипломов состоится 9 июля. Историк, член-корреспондент РАН, президент Российского государственного гуманитарного университета, член совета Российского исторического общества Ефим Пивовар в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал о подготовке университетом специалистов в области евразийских интеграционных проектов.
В российских вузах продолжаются защиты дипломных проектов диссертаций, и совсем скоро новые специалисты получат документы об окончании высшего образования. В Российском государственном гуманитарном университете церемония вручения дипломов состоится 9 июля. Историк, член-корреспондент РАН, президент Российского государственного гуманитарного университета, член совета Российского исторического общества Ефим Пивовар в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал о подготовке университетом специалистов в области евразийских интеграционных проектов.
- Ефим Иосифович, расскажите, какая работа ведется в созданном в РГГУ Институте постсоветских и региональных исследований?
- Несколько лет назад в наших стенах был создан Институт постсоветских и региональных исследований, который специально призван готовить кадры, специалистов в области истории международных отношений, политологии и впоследствии конфликтологии, если мы получим такие права, постсоветского пространства. Это касается специалистов, занимающихся интеграционными процессами на постсоветском пространстве, двусторонними отношениями, экономическими связями, гуманитарным сотрудничеством, совместными образовательными программами, а также затрагивает культурное взаимодействие, молодежные контакты, контакты между специалистами отдельных отраслей. Огромное поле деятельности.
- Почему так важно уделять внимание истории постсоветских стран на уровне вузов?
- Конечно, у нас есть основа для этого, потому что многие десятилетия или столетия наши народы существовали в рамках одних государств. Есть для этого потенциал, есть инструменты, прежде всего, русский язык как язык межнационального общения. Изучение в России языков народов, которые получили независимость, сейчас развивается.
Но для этого нужно готовить кадры, это само главное. 9 июля и бакалавры, и магистры этого года получат дипломы РГГУ в торжественной обстановке в нашем кампусе. Каждый выпускник получит диплом из рук ректора и президента университета. Два раза пожмет руку. Это наша традиция. А таких будет достаточно много, и среди них есть и те, которые получили квалификацию, о которой мы говорим.
- Какие темы дипломных проектов в этой области показались вам наиболее интересными в этом году?
- 18 июня защитилось шесть магистров, их тематика крайне актуальна. Во-первых, это две или три работы, касающиеся интеграционных процессов, связанных с Евразийским союзом. Это сравнительный анализ приоритетов в создании Евразийского союза Белоруссии и Казахстана. Это участие в этом процессе Киргизии и Армении, конечно, России. Они в таком аспекте и анализируют все процессы.
Несколько работ были посвящены прикаспийской тематике. После заключения Конвенции возник целый ряд направлений, вызванных реализацией этого процесса, завершением определенной стадии этого процесса, когда Конвенция в прошлом году была подписана на Каспии всеми прикаспийскими государствами. Одна из работ была посвящена самому процессу создания на Каспии климата добрососедства, который сейчас имеет место, а вторая – образовательной практике прикаспийских стран. Одно из направлений дальнейшего взаимодействия в рамках саммита прикаспийских государств – именно гуманитарная сфера и образовательные технологии, взаимодействие между образовательными практиками всех этих стран. У нас есть Ассоциация прикаспийских вузов. Она активно работает. Это одно из направлений, но есть еще и целый ряд двусторонних соглашений, допустим, Россия и Казахстан, Россия и Азербайджан, Россия и Туркменистан, Россия и Иран и, может быть, Иран и Казахстан, Иран и Азербайджан, Азербайджан и Казахстан и так далее. Также это соглашения между вузами, колледжами, школами этих стран.
Несколько работ были посвящены общим взаимодействиям России и стран черноморского и средиземноморского региона, российско-сербским, российско-болгарским отношениям.
Конечно, особое значение имеют работы, касающиеся истории взаимодействия, интеграционных процессов Евразийского союза и китайского проекта "Один пояс – один путь", включая понимание Большой Евразии. Я считаю, что люди, которые защитили такие работы, могут быть востребованы на наших экспертных и аналитических площадках, в органах управления, в образовательном сегменте. Я надеюсь, что это достойное пополнение рядов таких специалистов.
- Приезжают ли студенты из постсоветских республик получать образование в РГГУ?
- Вообще, количество студентов из стран постсоветского пространства, которые учатся в России, растет. Количество наших студентов в странах СНГ тоже растет. Так что этот процесс идет. Но есть еще большие резервы. Например, в некоторых странах у нас десятки тысяч студентов, которые обучаются у нас. А есть случаи, когда дело касается сотен или сотни студентов, то есть везде все по-разному. Я думаю, что тенденция идет по нарастающей, поэтому я считаю, что этот процесс будет неумолимо развиваться.
Источник:
Вестник Кавказа