Эти обстоятельства вынуждают произвести детальное рассмотрение присутствующих в этом сложном регионе игроков и их интересов. Данный анализ необходим как в теоретическом, так и практическом отношении. Он позволит обозначить весь комплекс существующих в регионе противоречий, определить точки совпадения и расхождения интересов для экспертного диалога, снизить вероятность повторения конфликтов в регионе. С точки зрения интересов России данный анализ поможет более точно оценить позиции России в Юго-Восточной Европе и выработать стратегию взаимоотношений со странами региона.
Балканы важны и в контексте отношений Россия — Европа, Россия — ЕС и Россия — НАТО. В перспективе регион может занять далеко не последнее место в формирующейся архитектуре отношений с двумя соседями России — Китаем и Турцией. Это регион, где проживает культурно близкое и политически лояльное России население, которое можно найти не только в
Сербии [2], но и других странах. Следовательно, именно здесь позиция России может найти наибольшее понимание и поддержку.
Однако влияние России на Балканах меньше, чем принято считать в западном информационном пространстве, спекулирующем на
«российской угрозе». Вступление в НАТО в 2017 г. Черногории и расширение военной инфраструктуры и логистической системы Альянса на территорию Македонии, Боснии и Герцеговины отражает проблемы и недостатки внешней политики России. Если задачей России в 2000-е гг. была «остановка расширения НАТО», то она рискует быть невыполненной. Подключение к этим процессам
Сербии, с которой у России существует формат стратегического
партнерства, усложняет картину и делает Россию «помехой» с точки зрения евроатлантической интеграции. Равным образом увеличение присутствия Турции, арабских стран, Китая, размывает «историческое» присутствие в регионе, делая его менее значительным и сводя его в категорию «культурно-фольклорного», при том что и здесь влияние Москвы далеко не бесспорно
[3].
Сегодня российская стратегия, основанная на реактивном подходе и выделении эксклюзивных партнеров, лишь ограниченно способна дать ответы на обозначенные вызовы. Необходим инклюзивный подход, основанный на широком видении региональных процессов, динамики происходящих изменений. Выработке этого подхода и посвящен данный доклад.