РОССИЯ НА БАЛКАНАХ
Эволюция присутствия России в Юго-Восточной Европе и новая стратегия России
Россия на Балканах
Россия в Юго-Восточной Европе. Эволюция присутствия
На протяжении последних трех десятилетий российская внешняя политика в Балканском регионе переживала существенные изменения. Это происходило под воздействием преимущественно внешних факторов. В 1990-е гг. Балканы оказались на периферии российских внешнеполитических и экономических интересов — ставка была сделана на выстраивание отношений с ЕС и США. В годы «прагматического сотрудничества» с ЕС (первая половина 2000-х гг.) присутствие на Балканах реализовывалось методами экономической дипломатии. По мере нарастания противоречий между Москвой и Брюсселем (начиная со второй половины 2000-х гг.) на первый план стали выходить вопросы военно-политического характера. Это актуализировало проблему столкновения интересов в регионах непосредственного соприкосновения (Прибалтика, Центральная Европа, Юго-Восточная Европа — Балканы).
Этап I. Критическое переосмысление собственных решений
1990-е гг. стали периодом становления внешней политики новой России и критическим переосмыслением взятого в первой половине десятилетия курса на сближение с Западом. Важную роль в этом процессе играли события Югославского кризиса 1991–2001 гг.
1
1992. Санкции против Югославии. Признание новых республик
В 1992 г. Россия признала независимость Словении (14 февраля), Хорватии (17 февраля), Боснии и Герцеговины (27 апреля), Македонии (4 августа).
С самого начала Российская Федерация поддерживала государственность новых республик — признание независимости Хорватии и Словении Россией произошло на семь недель раньше, чем их признание Соединенными Штатами (7 апреля 1992 г.).

В июле 1992 г. Россия присоединилась к выполнению Резолюции №757 СБ ООН и заморозила политические, экономические, научные и культурные связи с СР Югославией. Присоединение к экономическим санкциям, ставшее следствием предпринятого курса на сближение с Западом, стало одним из наиболее противоречивых решений в истории внешней политики новой России.
2
1995. Участие в Дейтонских и Парижских мирных соглашениях
Хотя в разработке плана Контактной группы и имплементации мирных соглашений ведущую роль играли США, гарантами соглашения стали пять стран — США, Россия, Германия, Великобритания, Франция. В результате Россия более 20 лет последовательно поддерживает стабильность и территориальную целостность Боснии и Герцеговины.
Видео
3
1999. Разворот над Атлантикой
Кризис вокруг СР Югославии и бомбардировки НАТО (24 марта – 10 июня 1999 г.) показали несогласие России с односторонним видением международных и внутригосударственных процессов.
Видео

Символической реакцией на развитие кризиса стал марш-бросок российских десантников на Приштину (11–12 июня 1999 г.).
Видео
После бомбардировок НАТО СР Югославии и с приходом новой президентской администрации в начале XXI в. Москва декларировала позицию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств в качестве доктринальной основы. В отношениях с Западом был взят курс на выстраивание равноправных партнерских отношений, подразумевающих компромисс и диалог по ключевым вопросам.
Этап II. Попытка нового сближения с Западом
В первой половине 2000-х гг. внешней политике России было свойственно восприятие Евросоюза как успешного интеграционного объединения в сочетании с незаинтересованностью в осуществлении собственного интеграционного проекта. В результате Россия приветствовала взятие балканскими странами курса на вступление в ЕС, оставив без внимания факт параллельности процесса евроинтеграции и вступления в НАТО. Устранившись от участия в вопросах региональной безопасности (за исключением работы в СБ ООН по Косову и в Контактной группе — по БиГ), Москва сделала ставку на развитие прагматических, прежде всего экономических отношений с регионом.
1
19982007 гг. На Балканы приходит «Лукойл»
15 января 1998 г. компания «Лукойл» приобрела контрольный пакет акций НПЗ Petrotel в г. Плоешти. 12 октября 1999 г. «Лукойл» приобрел контрольный пакет акций компании «Нефтохим» и НПЗ Бургас, инвестировав в экономику Болгарии в общей сложности около 3 млрд долл. В 2003 г. «Лукойл» за 117 млн евро приобрел 79,5% акций предприятия по сбыту нефтепродуктов «Беопетрол» и его сеть из 180 АЗС. В 2005–2007 гг. «Лукойл» начал деятельность в Македонии, Черногории, Сербии, а с 2011 г. — геологоразведку в Румынии. Сегодня компания располагает на Балканах сетью из 13 дочерних предприятий, 2 НПЗ, 350 АЗС.
2
2004–2006 гг. Начало бума частных российских инвестиций в Сербии и Черногории
Российских инвесторов привлекает теплый климат, невысокая цена на недвижимость, близость языка и культуры славянских стран и географическая близость Евросоюза. Также в 2006 г. в Македонию приходит букмекерская компания российского миллионера Сергея Самсоненко. В 2017 г. гандбольный клуб «Вардар» (приобретен Самсоненко в 2012 г.), выиграл европейскую Лигу чемпионов.

«Это, как правило, интеллигенты, профессора, доктора наук, врачи, экономисты, художники и журналисты. В основном это — семейные люди, чаще всего муж с женой и детьми… Русские, которые приехали сюда жить, освоились в новой среде, им нравится еда, гостеприимность хозяев, обязательность на каждом шагу, они себя чувствуют спокойно, как у себя дома…».

Драгана Радойчич, директор Института этнографии Сербской академии наук и искусств [10].
3
2006 г. Россия признает независимость Черногории
(11 июня 2006 г.)
«Черногория — показательный пример. Но это еще не все, есть еще проблема Косово. Мы все вместе должны понять и решить для себя, что мы считаем приоритетом при решении проблем подобного рода. Является ли для нас приоритетом защита территориальной целостности государств, существующих сегодня, или для нас являются приоритетом трудно определяемые понятия исторической справедливости и политической целесообразности.

Я считаю, что все мы должны и в состоянии выработать единые правила, единые нормы и единые подходы к событиям однопорядкового характера в различных регионах мира. Иначе мы придем к хаосу. Ведь когда мы слышим, что в одном регионе мира или в одной части Европы — совсем рядом, по нашим, российским, масштабам — рукой подать, один подход возможен, а в другом месте он абсолютно недопустим, нам самим трудно понять, почему это так. Не говоря уже о том, как объяснить это своим гражданам.

Поэтому если кто-то считает возможным добиваться независимости отдельных территорий, у которых сложно складываются отношения в рамках тех государств, в которых они сегодня существуют, и если такие прецеденты будут возникать, то они будут прецедентными и будут оказывать негативное влияние не только на постсоветское пространство. Эти прецеденты будут самым негативным образом отражаться на ситуациях в так называемых благополучных странах Европы. Не только жителям Южной Осетии или Абхазии трудно будет объяснить, почему албанцам в Косово можно отделиться от страны, в которой они формально сейчас находятся, а им нельзя. А что будет происходить в Испании или во Франции? В той же Италии, где много разных разговоров сепаратистского характера?»


(Встреча Президента России Владимира Путина с руководителями ведущих информационных агентств стран «Группы восьми», Подмосковье, Ново-Огарёво, 2 июня 2006 г.)

4
2007 г. «Зарубежнефть» приходит в Боснию и Герцеговину
В феврале 2007 г. компания «Нефтегазинкор» (дочерняя структура АО «Зарубежнефть») приобрела НПЗ в г. Босански Брод, завод по производству моторных масел в г. Модрича и сеть из 79 АЗС. Сумма сделки составила 121 млн евро, соглашения были подписаны с Правительством Республики Сербской. Вместе с активами «Зарубежнефть» получила право на разработку нефтяных месторождений в Республике Сербской. В 2008 г. после реконструкции и модернизации завод возобновил производство. В 2011 г. на заводе была запущена вторая линия, мощность переработки увеличилась с 1,2 млн т до 3 млн т в год. В реконструкцию НПЗ в г. Брод в период 2007–2014 гг. было вложено более 250 млн евро.
Видео
5
2008 г. «Газпром» покупает НИС, Россия поддерживает Сербию по Косово
24 декабря 2008 г. Правительство Сербии и компания «Газпром» подписали договор о купле-продаже 51% акций компании «Нафтна индустрија Србије» (НИС) российской государственной компании «Газпром нефть» за сумму в 400 млн евро. Подписаны документы о строительстве газопровода Южный поток и хранилища газа «Банатский двор». К 2018 г. доля «Газпрома» в НИС составляет 56,15%.

17 февраля 2008 г. парламентским актом край Косово провозгласил независимость. 18 февраля Государственная Дума РФ и Совет Федерации сделали совместное заявление, в котором отметили, что произошло «попрание норм международного права» и «фактически полностью отринуты все принципы ООН». В дальнейшем Российская Федерация последовательно высказывалась в поддержку территориальной целостности Сербии, однако отмечала важность т.н. «косовского прецедента» для проблемы самопровозглашенных государств.

«Теперь, когда ситуация с Косово стала международным прецедентом, существующие территориальные конфликты должны рассматриваться Российской Федерацией с учетом косовского сценария и практических шагов соответствующих государств относительно статуса Косово.

Совет палаты Совета Федерации и Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации считают, что признание независимого статуса Косово создаст все необходимые предпосылки для выстраивания нового формата отношений Российской Федерации с самопровозглашенными государствами в зоне естественных интересов России, прежде всего на постсоветском пространстве».

Заявление Совета палаты Совета Федерации и Совета Государственной Думы о последствиях самопровозглашения независимости края Косово (Сербия) 18.02.2018.
6
2009 г. Хорватия и Албания вступают в НАТО
Решение о принятии Хорватии и Албании в качестве 27-го и 28-го члена было принято на саммите НАТО в Бухаресте 2008 г. Другой соискатель, Македония, выполнившая девять программ Плана действий по членству, не была принята в НАТО из-за вето со стороны Греции.

«В ходе консультаций по "пакетному решению" представители стран НАТО утверждали, что для ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ им понадобится от года до полутора, а то и двух лет. В то же время мы стали свидетелями того, как протоколы о присоединении к альянсу Албании и Хорватии были ратифицированы менее чем за девять месяцев. Думаю, что этот факт говорит о реальных приоритетах наших натовских партнеров гораздо больше, чем многословные патетические заявления»

(Из брифинга официального представителя МИД России А.А.Нестеренко, 9 апреля 2009 г.)
7
2012 г. «Сбербанк» приходит на Балканы, И. Саввиди покупает ПАОК
15 февраля 2012 г. С приобретением финансовой группы Volksbank International российский «Сбербанк» получил присутствие в семи странах Центральной и Восточной Европы (Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине). Присутствие осуществляется через дочернюю структуру Sberbank AG (г. Вена).

Также в 2012 г. компания Dimera, принадлежащая бизнесмену Ивану Саввиди, приобрела 51% акций греческого футбольного клуба ПАОК (г. Салоники), находившегося под угрозой банкротства. К 2018 г. структуры И. Саввиди контролируют 20% акций порта г. Салоники, владеют крупнейшей гостиницей города, телеканалом, газетой и табачной фабрикой.
Видео

25 апреля 2012 г. министр по чрезвычайным ситуациям РФ В.А. Пучков и Министром внутренних дел Сербии Ивица Дачич подписали соглашение о создании гуманитарного центра МЧС РФ в городе Ниш. В последние годы со стороны Вашингтона и Брюсселя звучат обвинения в том, что центр является замаскированным разведывательным центром и военной базой.
Видео
8
2013 г. Стратегическое партнерство России и Сербии. Новая экспансия ЕС
11 января 2013 г. Россия предоставила Сербии кредит в размере 800 млн долл., который пошел на модернизацию железнодорожной инфраструктуры страны. 23 мая 2013 г. Сербия подписала с российской компанией РЖД соглашение о модернизации железных дорог, в рамках которого запланирована модернизация шести участков железной дороги общей протяженностью 111 км и закупка российских дизельных поездов.
Видео

24 мая 2013 г. подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией.

1 июля 2013 г. после вступления Хорватии в ЕС перестал действовать безвизовый режим между Россией и Хорватией, что привело к уменьшению объемов товарооборота и количества российских туристов в Хорватии.
К началу 2010-х гг. при участии Москвы был приобретен ряд ключевых активов, началась реализация крупных экономических и инфраструктурных проектов. Связующим элементом российского экономического присутствия являлся проект «Южный поток». В то же время отсутствие конвертации экономического присутствия в политическое влияние показывает, что российские инвестиции носили скорее рыночный и внесистемный характер. Расширение Евросоюза и обострение конфронтации Россия-Запад привело к падению уровня экономического сотрудничества и заморозке дипломатических отношений.
Этап III. «Заочная конфронтация» России и Запада на Балканах?
Антироссийская кампания на Балканах началась с препятствий в осуществлении проекта «Южный поток» еще летом 2013 г. С февраля 2014 г. Брюссель склонен видеть в Балканах плацдарм для потенциальной агрессии России, зону опосредованного противостояния, объективный географический буфер, защищающий Европу от «российской угрозы».

Наступательный характер политики Брюсселя привел к изменению условий деятельности российских компаний, росту репутационных и политических угроз российским проектам в Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговине, Черногории, Македонии.
1
2014 г. От успехов в торговле к политическому кризису
К началу 2014 г. достигает локальных пиковых показателей товарооборот России и Сербии (2,12 млрд долл.), Хорватии (1,95 млрд долл.), Словении (1,7 млрд долл.). Пиковый показатель торговли с Болгарией был достигнут годом ранее (2,92 млрд. долл.). Также в апреле 2014 г. «Сбербанк» выдал хорватскому ритейлеру Agrokor первый кредит в размере 600 млн евро для приобретения 53% акций словенской компании Mercator.

Март 2014 г. В связи с событиями в Украине введены первые антироссийские санкции. К санкциям присоединились Албания, Болгария, Греция, Румыния, Словения, Хорватия, Черногория. Отказались присоединиться к санкциям Босния и Герцеговина, Македония и Сербия.

6 мая 2014 г. будущий президент Хорватии, а в то время заместитель генсека НАТО Колинда Грабар-Китарович на своей странице в Facebook выразила поддержку Украине в связи с «российской агрессией».

Июль 2014 г. Американская строительная корпорация Bechtel выиграла тендер на строительство шоссе R7 в Косово. Партнером Bechtel стала турецкая компания Enka. Шоссе R7 (102 км) является ключевой магистралью края, соединяющей Приштину со столицей Албании Тираной и ключевым портом Дуррес. Реконструкция албанской части этой большой магистрали (Шоссе A7 длиной 171 км) была завершена в 2010 г.

Октябрь 2014 г. Берлин обвинил Москву в подрыве усилий ЕС на Балканах. Также в августе 2014 г. в Берлине состоялся саммит руководителей государств и правительств балканских стран, давший старт т.н. Берлинскому процессу ЕС.
Видео

1 декабря 2014 г. на пресс-конференции в Анкаре Президент России В. Путин заявил, что Россия отказывается от строительства «Южного потока» из-за неконструктивной позиции Евросоюза по этому вопросу и отсутствием разрешения со стороны Болгарии.

«Если Европа не хочет его реализовывать, значит, тогда он не будет реализован».

(Из совместной пресс-конференции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Анкаре 1 декабря 2014 г.).
2
2015 г. «Турецкий поток», политический кризис в Македонии, кризис в Черногории
15 января 2015 г. Сербия ратифицировала Индивидуальный план партнерства с НАТО (IPAP).

«НАТО нужна Сербии как союзник и как защитник нашего народа в Косово и Метохии. А кто ещё это будет делать? Может быть, эти лицемеры? Мы защищаем народ в Косово своей мудрой и грамотной политикой. Сербский корабль плывет в спокойном море, и мы не будем его вести навстречу шторму».

Премьер-министр Сербии Александр Вучич о соглашении NSPO и протестах сербской оппозиции. 16 февраля 2016 г.

7 февраля 2015 г., через 9 недель после остановки проекта «Южный поток», началась разработка альтернативного газового маршрута, получившего название «Турецкий поток». К 7 февраля в результате переговоров главы «Газпрома» Алексея Миллера и министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза был согласован маршрут и определены технические параметры проекта.

7 апреля 2015 г. в Будапеште главы МИД Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции подписали декларацию об энергетическом сотрудничестве в создании «экономически оправданного пути диверсификации маршрутов и источников», подтвердив участие в проекте нового газопровода.

В мае 2015 г. начинается политический кризис в Македонии, получивший название «революция красок» (мак. Шарена револуциjа). Правившую с 2008 г. партию ВМРО обвинили в коррупции и притеснении политических свобод. Масштаб кризиса вынудил премьер-министра Николу Груевского и лидера оппозиционной партии СДСМ Зорана Заева начать переговоры в Страсбурге при посредничестве депутатов Европарламента.
Видео

«Македонские события достаточно грубо направляются извне. Делаются попытки обвинить правительство Н. Груевского в некомпетентности, в том, что он не выполняет обязательств перед населением, ему вменяется многое другое. Но за всем этим стоит желание на него воздействовать в связи с отказом присоединиться к санкциям против России. Мы твердо знаем, что такие нажимы на него осуществлялись и в связи с тем, что в свое время он поддержал "Южный поток", активно на него рассчитывая в македонских интересах. Сейчас он выражает готовность сотрудничать по реализации других вариантов доставки энергоносителей из России на Юг Европы, в том числе "турецкого потока". Очень печально и опасно, что для достижения цели подрыва правительства Н. Груевского пытаются задействовать албанский фактор».

Из выступления Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова в рамках «Правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 20 мая 2015 г.

В сентябре-октябре 2015 г. Балканы оказались в эпицентре миграционного кризиса. Наплыв беженцев с Ближнего Востока и экстренные меры Брюсселя («план Юнкера») привели к введению специальных мер в области пограничного контроля.
Видео

В середине октября 2015 г. многотысячные демонстрации прошли в столице Черногории Подгорице. Их особенностью стало сочетание недовольства многолетним правлением Мило Джукановича с антинатовскими лозунгами. В ночь с 15 на 16 октября 2016 г. произошли события, которые, в черногорской трактовке, называются «попыткой государственного переворота, организованного со стороны России». По обвинению в подготовке госпереворота черногорской полицией арестовано 20 человек. Протесты оппозиции были подавлены.
Видео

2 декабря 2015 г. Черногория получила формальное приглашение стать членом НАТО.
Видео
3
2016 г. Возобновление «Турецкого потока». Новая концепция внешней политики РФ
12 февраля 2016 г. парламент Сербии ратифицировал соглашение с НАТО о сотрудничестве в области логистической поддержки (NSPO), предоставляющее персоналу НАТО свободу передвижения по стране, доступ к государственным и частным объектам, дипломатический иммунитет, освобождение от выплаты налогов и пошлин.

«Впервые в истории Республика Сербия получает права, которые много лет назад Альянс предоставил своим членам. Теперь, когда мы (наша армия — прим. перев.) направимся — через территорию какой-либо страны — в Ливан, или куда-то ещё, мы не будем платить налоги. Мы просто пройдем через эту территорию — точно так же, как и через нашу территорию будут проходить другие».

Премьер-министр Сербии Александр Вучич о соглашении NSPO. 19 февраля 2016 г.

Июнь 2016 г. на учениях «Анаконда-2016 г.» в Польше впервые приняли участие формально нейтральные Македония, «Республика Косово» и Финляндия.

10 октября 2016 г. Москва и Анкара заключили межправительственное соглашение по строительству газопровода «Турецкий поток». Хотя после катастрофы с российским самолетом Су-24 (26 ноября 2015 г.) проект «Турецкий поток» был временно приостановлен, 26 июля 2016 г. (спустя 30 дней после попытки государственного переворота в Турции), заместитель председателя правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович заявил о готовности Турции возобновить проект. 2 декабря 2016 г. соглашение было ратифицировано парламентом Турции.

30 июля 2016 г. Президент В. Путин посетил в Словению, где совместно с президентом Б. Пахором принял участие в открытии памятника российским и советским воинам, погибшим на территории Словении. Это один из первых визитов Президента России в государство – член ЕС с момента начала Украинского кризиса. Хотя Словения поддержала антироссийские санкции, она также последовательно выступает за возобновление диалога с Россией.
Видео

30 ноября 2016 г. принята новая Концепция внешней политики РФ. Понятия «Балканы» и «Юго-Восточная Европа» исключены из основополагающего документа. Вместо них фигурируют понятия «Европейский союз», «Европейский регион», «Евро-Атлантический регион».

Также 2016 г. ознаменован приходом китайских инвесторов в Грецию. В течение года китайская судоходная компания COSCO приобрела контрольный пакет акций греческого порта Пирей (51%).

4
2017 г. Евразийская геоэкономика и евроатлантическая экспансия
Март 2017 г. Спустя 13 лет завершена сделка по продаже 67% акций порта Салоники. Сумма сделки составила 1,1 млн евро. Новым мажоритарным владельцем порта стал международный консорциум South Europe Gateway Thessaloniki, зарегистрированный на Кипре. 47% акций консорциума принадлежит немецкой компании Deutsche Invest Equity Partners GmbH. Вторым партнером (33%) является транснациональная компания Terminal Link SAS, третьим (20%) — группа Belterra Investments, принадлежащая бизнесмену Ивану Саввиди.

В феврале-апреле 2017 г. окончательно вскрылось неудовлетворительное финансовое положение хорватской компании Agrokor, убыток которой по итогам 2016 г. составил 1,73 млрд долл. В апреле 2017 г. введено экстренное внешнее управление компанией со стороны хорватского государства, которое заявило об отсутствии гарантий по выплате долга. Сумма совокупного долга Agrokor российским компаниям «Сбербанк» и «ВТБ» оценивается в 1,1 млрд и 300 млн евро соответственно.

«Ситуация для нас крайне непрозрачная, мы несколько раз заявляли хорватскому правительству. Странно, что хорватское правительство поддерживает отсутствие прозрачности. В условиях отсутствия прозрачности, когда мы не понимаем, сколько денег необходимо для компании, когда у нас есть претензии к качеству управляющего персонала, когда мы не понимаем, насколько эффективно тратятся эти деньги — мы в такого рода процессах участвовать не хотим».

Глава Сбербанка Г. Греф о кризисе в компании «Агрокор», 12 сентября 2017 г.

27 апреля 2017 г. — кульминация политического кризиса в Македонии. Участники протестных акций «За единую Македонию» ворвались в парламент республики после избрания спикером этнического албанца Талата Джафери и избили лидеров македонской оппозиции.
Видео

Активизация посреднических усилий ЕС и США привела к отставке премьер-министра Николы Груевского и формированию нового правительства во главе с Зораном Заевым. Вскоре после этого Македония в рамках евроатлантического курса начала процесс по урегулированию политических споров с Болгарией и Грецией.

7 мая 2017 г. начинается строительство морского участка «Турецкого потока». В апреле 2018 г. нитка газопровода достигла побережья Турции.
Видео

5 июня 2017 г. Черногория стала 29-м членом НАТО.
Видео

18–20 октября 2017 г. впервые с начала кризиса Россия–ЕС визит в Россию совершила президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович, заявившая о необходимости восстановления двусторонних отношений.

В ноябре 2017 г. Сербия и НАТО провели учения Double Eagle. Местом проведения маневров стал аэродром Батайница в Белграде. Со стороны США в маневрах был задействован личный состав 503-го пехотного полка 173-й воздушно-десантной бригады. Были задействованы 200 десантников, которые произвели парашютную высадку с самолета C-130.
Видео
5
2018 г. Высылка дипломатов и «македонский вопрос». Протесты в Греции и Македонии. Новые проекты США, ЕС и Турции
В январе 2018 г. объявлено о строительстве новой автомагистрали Белград — Сараево, которая будет создана при участии Турции. Стоимость проекта оценивается в 1,8–3 млрд евро (по состоянию на 2018 г.). Планируется создание двух веток магистрали — одна из Белграда в западном направлении (через г. Биелина, БиГ), другая — на юго-запад (через г. Вишеград, БиГ).

В марте 2018 г. в связи с «делом Скрипаля» Хорватия, Македония, Румыния и Черногория выслали по одному российскому дипломату. Двух дипломатов выслала Албания. 11 июля 2018 г. двух дипломатов выслала Греция. Болгария, Босния и Герцеговина, Словения, Сербия в высылке дипломатов не участвовали.

«Сербия находится на европейском пути. Но когда она говорит, что она не будет вводить санкции в отношении России — это значит, что она их вводить не будет. Когда она говорит, что она не вступит в НАТО и является нейтральной страной — это значит, что так и будет, и все это знают».

Президент Сербии Александр Вучич на встрече с В. Путиным. 8 мая 2018 г.

В феврале 2018 г. в Салониках и Афинах начались массовые протесты против названия «Северная Македония», согласованного в рамках переговоров Македония-Греция.
Видео

После подписания 17 июня премьер-министрами Алексисом Ципрасом и Зораном Заевым соглашения о переименовании уличные акции противников переименования начинаются в Македонии. В финансировании протестов обвиняют бизнесмена Ивана Саввиди. Хотя соглашение до сих пор окончательно не ратифицировано парламентом Македонии, 11 июля 2018 г. она получила формальное приглашение о вступлении в НАТО.

30 мая 2018 г. на встрече с Президентом России В. Путиным президент Болгарии Бойко Борисов выразил заинтересованность в подключении к газопроводу «Турецкий поток» и извинился за срыв проекта «Южный поток».

В апреле–июне 2018 г. после судебной тяжбы «Сбербанк» снова введен в состав кредиторов компании Agrokor. Согласно достигнутой договоренности, долг перед «Сбербанком» (снизившийся до 650 млн евро) будет конвертирован в акции реструктурированной компании. С учетом акций миноритарных компаний доля «Сбербанка» оценивается в 46-48‰.

15 июня 2018 г. президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович присутствовала на финальном матче Чемпионата мира по футболу в России, где играла сборная Хорватии. В ходе своего визита она записала благодарственное обращение на русском языке и подарила именную футболку хорватской сборной президенту России В. Путину.
Видео

4 августа 2018 г. Премьер-министр Албании Эди Рама объявил о создании базы ВВС НАТО на территории своей страны. Местом дислокации станет город Кучова в центральной Албании. Стоимость проекта оценивается в 50 млн долл.

19 сентября 2018 г. Руководитель европейской дипломатии Ф. Могерини анонсировала стратегию ЕС по укреплению связей между государствами – членами ЕС и странами Азии. Перспективной целью является доведение товарооборота до суммы 1,5 трлн евро в год и повышение совокупного ВВП Европы и Азии до 60% от мирового ВВП. Одна из ключевых ролей в этих планах отдаются Балканам и Сербии, которые, согласно имеющимся демонстрационным данным, приобретают большое значение с точки зрения транспортной инфраструктуры.

8–11 октября 2018 г. состоялись учения НАТО на территории Сербии. Учения под кодовым названием «Srbija-2018» прошли в районе г. Младеновац. Отрабатывались действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

10 октября 2018 г. Министр иностранных дел Греции Панос Камменос после встречи в Пентагоне с министром обороны США Джеймсом Мэттисом объявил о заинтересованности Греции в создании трех новых баз НАТО на территории страны. Военные объекты предлагается разместить в районе городов Ларисса, Волос и Александропулис. Кроме того, объявлено о создании учебного авиацентра НАТО на Каламате (южный Пелопоннес).
Заключение
Одним из результатов кризиса на Украине стало начало информационной и дипломатической кампании по противодействию «подрывному влиянию России» в Юго-Восточной Европе. Одним из ее промежуточных итогов стало вступление в НАТО Черногории и форсированная подготовка к вступлению Македонии.

Разворачивание Западом «балканского фронта» политической, экономической и информационной конфронтации с Россией, в сочетании со смещением приоритетов российской внешней политики в Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток, привело к снижению роли Балкан в дипломатических усилиях России.

После сворачивания проекта «Южный поток» в декабре 2014 г. российское экономическое присутствие на Балканах потеряло цельность. Хотя российские инвестиции в регионе сохраняются, а где-то даже увеличиваются, изменившийся международный контекст привел к росту зависимости российского экономического присутствия от позиции США, Великобритании, Турции, Китая.

Прогресс в переговорах по «Северному потоку-2» и встреча Владимира Путина с Ангелой Меркель 20 августа 2018 г., происходившие одновременно с возобновлением переговоров с Болгарией относительно южного газового маршрута, показывают увеличение зависимости положения стран северо-восточной и юго-восточной периферии ЕС от позиции лидеров Евросоюза.

Параллельно происходит активизация американских дипломатических усилий. Создание военной базы в Албании, размещение элементов ПРО в Румынии и вероятное создание новых военных баз США в Греции демонстрируют увеличившееся военное значение региона. Не исключено, что в дальнейшей перспективе он может стать местом расположения основной военной инфраструктуры южного фланга НАТО.
Россия на Балканах
Новая стратегия России
Часть I. Факторы, влияющие на внешнюю политику России на Балканах
По сути, российская внешняя политика в Балканском регионе строится по принципу использования минимально необходимых ресурсов для поддержания рабочей атмосферы на межгосударственном уровне и недопущения потери имеющихся материальных активов.
Позитивные факторы
1
Объективные трудности ЕС на Балканах
Урегулирование территориальных и политических споров, модернизация политических систем стран региона, создание условий для экономического развития, социальной стабильности и процветания.
2
Традиционно лояльное отношение к России среди православного населения Балкан,
которое продолжает сохраняться, несмотря на политические обстоятельства [11].
3
Внешнеполитические успехи России
Действия на начальных этапах Украинского кризиса, военная операция в Сирии, создание Евразийского союза и особых механизмов взаимодействия с Турцией, Ираном, Китаем и странами БРИКС создают на Балканах образ России как «великой державы», «глобальной альтернативы», отстаивающей принципы многополярности в международных отношениях. Другой стороной этого вопроса является преувеличение места и роли современной России на Балканах как сторонниками, так и противниками. Хотя фактическая составляющая таких сюжетов как «государственный переворот в Черногории» или «попытки России воспрепятствовать вступлению в НАТО Македонии» нуждается в уточнении, парадоксальным образом это оказывает влияние на определенные политические силы в регионе, которые используют российскую символику и мотивы «дружбы с Россией» в своей политической агитации. Как следствие, не прикладывая материальных усилий, Россия тактически получает определенное имиджевое присутствие.
Видео
4
Успешное проведение
Чемпионата мира по футболу, Всемирного фестиваля молодежи и студентов и других мировых форумов существенно расширило понимание и представление о современной России как о развивающейся, благополучной многонациональной стране.
5
Недальновидные политические решения, казусы и оплошности государств лидеров ЕС по отношению к «главному кандидату на вступление» — Сербии
Такие события как скандал на матче Швейцария-Сербия в ходе Чемпионата мира 2018 [12] и проявление неуважения к делегации Сербии в ходе церемонии столетия окончания Первой мировой войны в Париже [13] в сочетании со стоической реакцией сербской дипломатии дискредитируют усилия по реабилитации негативного имиджа евроатлантического сообщества в сербском обществе.
Негативные факторы
1
Невозможность противостоять расширению НАТО
Россия не смогла дать ответ на наиболее принципиальный и чувствительный для себя вопрос. Черногория уже стала членом НАТО. Македония, произведя коренные изменения в своей государственности, получила приглашение и станет членом в ближайшее время. Вступление в НАТО Сербии пока не анонсируется, однако за последние четыре года она значительно продвинулась в сторону сближения с Альянсом. 8–11 октября 2018 г. состоялись первые на территории Сербии учения НАТО («Srbija-2018»).
2
Отсутствие понимания истинных целей Москвы на Балканах
Пропагандистскими усилиями ЕС и США России был навязан ярлык «спойлера». Данный образ для Москвы ситуативно удобен — он скрывает отсутствие конструктивной повестки, не требует больших затрат и позволяет демонстрировать, что в случае продолжения проникновения на постсоветское пространство Россия (якобы) готова дать симметричный ответ в европейском «мягком подбрюшье». Однако такая позиция России не позволяет достичь взаимопонимания с правящими элитами (в основном проевропейскими), которые опасаются «токсичности» двусторонних связей. Навешивание на Москву ярлыка «спойлера» дает Брюсселю основания наращивать давление на традиционных партнеров России под лозунгом борьбы с «подрывным влиянием».
3
Клиентелизм в экономической политике
в сочетании с невысоким уровнем доверия к политическим элитам со стороны населения ограничивает возможности для выстраивания долгосрочных отношений и реализации экономических проектов, способных принести реальную пользу населению. Историческая склонность балканских лидеров к балансированию между «глобальными игроками» снижает PR-эффект реализуемых проектов, занижая присутствие России с точки зрения «мягкой силы».
4
Согласованность евроатлантической позиции
Хотя тактические интересы ЕС, США, Великобритании, Вишеградской группы могут расходиться, они имеют согласованную позицию по вопросу евроатлантической интеграции Балкан. Принципиальность «европейского выбора» Сербии и других стран не ставится под сомнение. Хотя форматы и сроки достижения членства не конкретизируются, с 2014 г. это не оставляет пространства для серьезного обсуждения с Россией «альтернативных форматов сотрудничества» и тем более «альтернативной интеграции». Как следствие, хотя в экономическом и культурном плане регион становится все более подверженным перекрестному воздействию ряда глобальных игроков (не только России), в политическом плане он оценивается как неотъемлемая часть евроатлантического пространства. Данная диспропорция чревата определенными последствиями для стабильного и предсказуемого развития региона.
Часть II. Значимость Балкан для России
Отказ России от интересов на Балканах значительно ухудшит положение России в Европе. Окончательный уход Балкан в орбиту Евроатлантики:

— завершит разделение Европы на «зону ЕС» и «зону пограничного отчуждения»;

— развяжет руки Брюсселю, откроет новые возможности для экспансии ЕС на Восток;

— изменит баланс отношений Россия — Турция и Россия — Китай;

— чреват исключением России из формирующейся структуры трансконтинентального транзита;

— дискредитирует позитивные наработки в отношениях Россия — Болгария и Россия — Сербия, произошедшие в 2017–2018 гг., значительно усложнит восстановление отношений России и Греции, России и Черногории, усложнит позиции Сербии как ключевого партнера России.

В целом уход России с Балкан означает утрату позиций на юго-востоке Европы, что ограничит возможности действий в Средиземноморье. Это приведет к росту давления ЕС и НАТО на Закавказские республики и Белоруссию. Потеря Балкан сузит пространство для маневра России в отношениях с Турцией, укрепляющей положение в Юго-Восточной Европе. Ослабнут переговорные позиции с Китаем, для которого Балканы – финальная и практически неизвестная с точки зрения культуры и восприятия точка маршрута «Нового Шелкового пути». Россия потеряет одно из ключевых полей на своем «игровом поле», что приведет к сжиманию пространства вокруг ее «штрафной площади».
Часть III. План действий России
России необходимо выработать новую стратегию по отношению к Юго-Восточной Европе. Она должна быть ясной для региона и связанных с ним акторов, а также по-новому прагматичной и низкозатратной. Следует подчеркнуть, что под прагматизмом следует понимать не «ревизию» отношений с традиционными друзьями России, а понимание системных перспектив региона.

Появление концептуализированного публичного видения позволит сохранить и повысить репутацию среди государств, этнических и политических сообществ многомерного балканского региона, создав платформу для дипломатического взаимодействия со странами ЕС. Кроме того, оно закладывает предпосылки для партнерского сближения с Китаем и Турцией, имеющими собственные интересы в Юго-Восточной Европе.

Россия заинтересована в сохранении стабильности на Балканах. Но она также заинтересована и в сохранении различных форм своего присутствия, присущих ей исторически. С начала XVIII в. дипломатическое, экономическое и культурное присутствие России на Балканах выполняло, скорее, созидательную и стабилизирующую функцию, содействуя развитию местных стран и народов. Языковая и религиозная близость в сочетании с накопленной базой фундаментальных знаний позволяет утверждать, что России присуще глубокое и точное понимание процессов на Балканах. Российское присутствие стало естественной частью архитектуры региона. Его изъятие из общей картины чревато исчезновением важной, если не несущей, конструкции региональной стабильности.

При этом в силу географической удаленности, а также ограниченных возможностей для экономического взаимодействия и особенностей дипломатического положения влияние России сегодня не может быть ключевым. Поэтому наиболее вероятной для России является роль одного из «поставщиков безопасности», гаранта стабильности. Эта роль может реализовываться во взаимодействии с одной или несколькими «глобальными силами» («плеймейкерами»). Отсутствие стабилизирующего фактора в виде России (или другой «фланговой державы») чревато обострением заочного противостояния между заинтересованными сторонами.

В силу сложившихся исторических традиций и дипломатических практик наиболее вероятным и обоснованным выглядит взаимодействие России с ЕС на Балканах. Однако отсутствие стремления к диалогу при наличии «перекрестного» воздействия других игроков может привести и к «нестандартным» вариантам взаимодействия, таким как Россия — Китай или Россия — Турция. Поэтому усилия российской дипломатии должны быть посвящены подготовке и к такому варианту развития событий.
Действия России должны основываться на следующих тактических принципах:
1
Отход от ставки исключительно на двухстороннее привилегированное партнерство в пользу многостороннего сотрудничества в рамках всего региона Юго-Восточной Европы.
2
Создание и поддержка конструктивных, ориентированных на проекты Москвы, политических сил в Сербии, Словении, Хорватии, Албании и других странах региона.
3
Расширение медийного присутствия на Балканах. Замена нарратива «Россия — поставщик безопасности» и «Россия — поставщик энергии» на «Россия — проводник региональной стабильности», «Россия — проводник гуманитарного сотрудничества» и «Россия — поставщик электронных технологий и эффективных технологических решений».
4
Продолжение и наращивание инвестиций в региональные производственные компании (Agrokor, INA, MOL).
5
Конвертация экономического присутствия в рост образовательного, экономического и культурного сотрудничества.
6
Выработка конструктивных подходов в религиозной сфере с учетом тенденции к фрагментации восточнохристианского пространства [14].
7
Выработка более согласованной платформы региональных блоков, членом которых является Россия (ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, БРИКС).
1. Гильфердинг А.Ф. Славянские народы в Австрии и Турции. СПб, 1860 // Александр Гильфердинг. Россия и славянство. М., 2009. С. 33-34.
2. Согласно социологическому опросу, проведенному Белградским центром политики в области безопасности (Beogradski centar za bezbednosnu politiku) в марте 2017 г., 36% опрошенных считают влияние России на внешнюю политику Сербии безусловно позитивным (для сравнения влияние Германии позитивным считают 9% населения, ЕС — 7%, США — 2%). 23% выступают за создание политического союза между Сербией и Россией, 32% населения Сербии готово проголосовать за вступление в Евразийский союз. См.: Stavovi građana o spoljnoj politici Srbije. 08.03.2017. S. 15-25.
3. Проблема автокефалии украинской церкви говорит о тенденции к фрагментации и усложнении восточнохристианского пространства. Данный вопрос может быть поставлен в контекст проблемы автокефальной черногорской православной церкви и македонской православной церкви, которые не признаются сербской православной церковью — прим. Авт.
4. Гильфердинг А.Ф. Славянские народы в Австрии и Турции. СПб, 1860 // Александр Гильфердинг. Россия и славянство. М., 2009. С. 33-34.
5. Брюссельское соглашение или Договор о нормализации отношений между Белградом и Приштиной состоит из 15 пунктов, подразумевающих создание в Косово единой централизованной судебной системы и структур безопасности при умеренной автономии (Ассоциации сербских общин) и гарантии определенного присутствия в госструктурах для сербского населения, расположенного преимущественно на севере края. Отдельные положения договора касаются урегулирования вопросов по энергетике и телекоммуникациям. Статья 14 договора утверждает, что ни одна из подписавших договор сторон не будет блокировать или просить другие стороны блокировать в их прогрессе на пути в ЕС.
6. Так, в благополучной Словении безработица в 2015 г. составляла 11,6%, а за чертой бедности проживает 13,5% населения, уровень безработицы в Сербии составляет 18,9%, в Хорватии 19,5% проживают за чертой бедности. См.: CIA The World Factbook.
7. Для Хорватии таким регионом является Славония (восточная Хорватия). С 2011 г. по 2018 гг. население Восточной Хорватии сократилась с 806 до 755 тыс. человек. Основной причиной сокращения населения является экономическая миграция в страны Западной Европы По оценкам хорватских демографов, к 2030 г. население Славонии сократится до 656 тыс. человек, причем доля населения в возрасте от 65 лет и выше будет в два раза превышать долю молодого населения (до 14 лет), что ограничит производительные возможности в области сельского хозяйства и промышленности. См.: Može i gore: do 2030. Slavonija će izgubiti još sto tisuća stanovnika. Večernji List. 2018. 22.01.
8. В 2010 г. возник долговой кризис в Греции. В феврале-марте 2013 г. разразился энергетический кризис в Болгарии, спровоцированным увеличением цен на электричество (вследствие принятого в марте 2012 г. решения о заморозке строительства АЭС «Белене»). Результатом кризиса стали масштабные социальные протесты и отставка премьер-министра Б. Борисова 12 марта 2013 г., который, однако, вскоре снова сумел переизбраться на свой пост. На этом фоне весьма незаметно и не так остро прошли перемены в Словении, где на выборах 2014 г. проиграли старые партии и пришла совершенно новая центристская партия премьер-министра М. Церара, объявившая о том, что Словении требуется «новая политическая культура», а двухпартийная система изжила себя. В 2014 и 2016 гг. прошли массовые акции протеста в Боснии и Герцеговине. В 2014 г. они затронули мусульманскую часть Боснии и получили название «Боснийская весна» (3-10 февраля 2014 г.). 14 мая 2016 г. центром протестной активности стала уже столица Республики Сербской Баня-Лука, где состоялись два параллельных митинга — за и против президента Республики Сербской М Додика. 27 сентября 2015 г. начались акции протеста в Черногории. В это же время развивался правительственный кризис в Хорватии, где парламентские выборы ноября 2015 и сентября 2016 гг. (внеочередные) сопровождались известными трудностями при формировании коалиции. По сути, в этот период Хорватия находилась без работоспособного правительства. Вскоре же после создания такового возникла еще одна проблема — банкротство крупнейшей госкомпании «Агрокор», состояние которой оценивается в 15% ВВП Хорватии. В первой половине 2016 г. в Сербии состоялись 4 крупные демонстрации по разным поводам: подписание соглашения о логистике с НАТО, неоднозначные результаты парламентских выборов, протесты против строительного проекта «Белграда на воде». В 2017 г. на следующий день после победы А. Вучича на президентских выборах 2 апреля (55%) начались акции протеста, которые продолжались 58 дней (3 апреля-31 мая 2017 г.).
9. В категориальном понимании английского историка Б. Лиддела Гарта. См. например: Лиддел Гарт Б. Стратегия непрямых действий. М., 1999 г. С. 403-410.
10. См.: Радойчич Д. Миграция русских в Черногорию // Европейская интеграция и культурное многообразие. Часть 1. Идентичность и миграции. М., 2009)
11. Согласно социологическому опросу, проведенному Белградским центром политики в области безопасности (Beogradski centar za bezbednosnu politiku) в марте 2017 г., 36% опрошенных считают влияние России на внешнюю политику Сербии безусловно позитивным (для сравнения влияние Германии позитивным считают 9% населения, ЕС – 7%, США – 2%). 23% выступают за создание политического союза между Сербией и Россией, 32% населения Сербии готово проголосовать за вступление в Евразийский союз. См.: Stavovi građana o spoljnoj politici Srbije. 08.03.2017. S. 15-25.
12. Речь идет о так называемом «албанском орле», показанном игроками сборной Швейцарии Д. Шакири и Т. Джака в матче против сборной Сербии 22 июня 2018 г. в ходе празднования забитых голов. Хотя провокация имела явный политический подтекст, ФИФА решила не дисквалифицировать игроков на оставшиеся матчи турнира, ограничившись символическим штрафом в 10 тысяч швейцарских франков. См.: Шакири и Джака избежали дисквалификации за политический жест в матче с Сербией.
13. На торжественной церемонии президенту Сербии – страны, считающейся одним из главных победителей Первой мировой войны – уготовили место на задних рядах, в то время как представители Хорватии и Косово находились рядом с ведущими мировыми лидерами. Другим неоднозначным решением стало вывешивание флага Косово в Соборе Парижской Богоматери. Министерство иностранных дел Сербии решило не раздувать из инцидента дипломатический скандал.
14. Проблема автокефалии украинской церкви наглядно свидетельствует об актуальности тенденции к фрагментации и усложнении восточнохристианского пространства. Данный вопрос может быть поставлен в контекст проблемы автокефальной черногорской православной церкви и македонской православной церкви, которые не признаются сербской православной церковью – прим. авт.
Руководители авторского коллектива
К.полит.н., зам. декана, доцент, Факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института Европы РАН, эксперт РСМД
К.и.н., старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, эксперт РСМД
Авторы — студенты НИУ ВШЭ:
Иван Борисов, Регина Мустафина, Марина Максименко, Масрур Ризаев, Анна Смирнова, Юлия Тюшкевич, Алена Федоренко, Клавдия Чернилевская.