Глобальный прогноз 2019–2024
Арктика — 2024
Андрей Загорский
К.и.н., заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО, член РСМД
Арктика остается редким исключением из общей картины нарастания напряженности в отношениях между Россией и странами Запада. Сотрудничество здесь не было принесено в жертву современному кризису. Обстановка остается стабильной и предсказуемой на ближайшую перспективу. Хотя санкции и привели к свертыванию сотрудничества в разведке на российском шельфе и в военно-политической сфере, взаимодействие продолжает развиваться как в рамках Арктического совета (АС), так и в других форматах. В то же время здесь накапливаются проблемы, усиливающие политическую неопределенность в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основные вопросы, встающие в контексте оценки возможных вариантов ее дальнейшего развития, сводятся к тому, насколько долго удастся изолировать регион от негативного влияния общего кризиса в отношениях между Россией и Западом (США).

Итоги 2018 года

В мае 2018 г. Комитет по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) утвердил предложенную Россией и США схему передвижения судов в Беринговом проливе, которая начнет действовать с 1 декабря 2019 г. [1] 23 мая вступило в силу подготовленное под председательством России и США и подписанное в 2017 г. Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества [2].

22–23 мая в Илулиссате (Гренландия) прошла встреча стран АС, приуроченная к десятилетию встречи министров иностранных дел пяти прибрежных арктических стран (России, Дании, Канады, Норвегии и США). В 2008 г. прибрежные государства договорились укреплять сотрудничество в Арктике и заявили о том, что любые их претензии на континентальный шельф в Северном Ледовитом океане (СЛО) будут урегулированы путем консультаций на основе норм Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее — Конвенция 1982 г.) [3]. На юбилейной встрече стороны подтвердили свою приверженность договоренностям 2008 г.

3 октября в Илулиссате было подписано соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в центральной части СЛО, участниками которого помимо пяти прибрежных арктических государств стали Европейский союз, Исландия, Китай, Республика Корея и Япония. Стороны согласились не начинать коммерческий промысел в этом районе до тех пор, пока не будет собрано достаточно научной информации о его запасах и экосистемах и не будут установлены необходимые механизмы регулирования рыболовства [4].

Развивается сотрудничество государств — членов АС в рамках учрежденного в 2015 г. Арктического форума береговых охран. В сентябре 2017 г. под его эгидой прошли первые полномасштабные учения [5]. Следующие намечены на начало 2019 г.

Предсказуемые процессы в ближайшей перспективе и до 2024 г.

Для оценки перспектив развития обстановки в Арктике в среднесрочной перспективе следует начать с ряда инерционных и потому относительно определенно прогнозируемых процессов. К ним относятся ожидаемые изменения природно-климатических условий, перспективы установления прибрежными странами внешних границ континентального шельфа в СЛО, динамика развития военно-политической обстановки.

Несмотря на быстрое потепление, существующие прогнозы не дают оснований ожидать в среднесрочной и даже долгосрочной перспективе радикального изменения природно-климатических условий в Арктике. В ближайшие десятилетия считается реальной перспектива освобождения СЛО от большей части многолетнего ледового покрова, а в середине XXI в. весьма вероятно его полное исчезновение на короткий период в конце лета и в сентябре [6]. Однако исчезновение многолетнего и появление сезонного морского льда не сделает арктические моря похожими на воды Балтийского моря. Ледовый покров будет сохраняться здесь на протяжении большей части года, и даже в период его отступления концентрация льда в воде будет сдерживающим фактором навигации.

Согласно расчетам Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, навигационный сезон на трассах Северного морского пути (СМП) в период до 2025 г. при концентрации морского льда не более 25% сможет продолжаться от 3 до 5 месяцев в году, что несильно превышает навигацию по СМП в настоящее время. Период же порогового значения концентрации льда не более 15% будет еще более коротким [7]. Военно-морские силы (ВМС) США исходят из аналогичных прогнозов: к 2030 г. сезон навигации в условиях предельной концентрации льда в воде до 10% может продолжаться до девяти недель, а в условиях его концентрации до 40% — еще по пять недель до и после основного сезона [8]. В более теплых «западных» арктических морях (Баренцево, Норвежское) условия для судоходства уже сейчас более благоприятные. В других же арктических морях (Лаптевых, Восточно-Сибирском, Чукотском, Баффина, Гренландском) природно-климатические условия в обозримой перспективе останутся намного более суровыми [9].

На основании этих прогнозов можно с высокой степенью уверенности исходить из того, что международное судоходство в арктическом регионе в рамках рассматриваемого периода будет развиваться прежде всего за счет экспортно-импортных операций — прогнозируемого морского вывоза минеральных ресурсов через порт Сабетта и завоза конструкций и материалов для строительства новых промышленных объектов в бассейне Карского моря. Сколько-нибудь значимый международный арктический транзит — в лучшем случае вопрос более отдаленного будущего.

В рассматриваемый период не будет внесена окончательная ясность в вопрос о границах континентального шельфа в СЛО. Рассмотрение представлений («заявок») прибрежных стран в Комиссии по границам континентального шельфа (далее – Комиссия) займет значительное время.

В настоящий момент в Комиссии находятся представление Дании в отношении северо-восточной части континентального шельфа Гренландии, внесенное в конце 2014 г., и пересмотренное представление России в отношении Северного Ледовитого океана, внесенное летом 2015 г. Ожидается направление в Комиссию представления Канады. Есть вероятность того, что в рассматриваемый период Комиссия вынесет рекомендации по российскому представлению. Заявка же Дании, судя по всему, еще долго будет дожидаться своего рассмотрения: подкомиссия для ее изучения еще не была создана. Комиссия рассматривает обращения государств в порядке их поступления. Датская заявка — 76-я в общей очереди. За 17 лет Комиссия создала 35 подкомиссий для рассмотрения поступивших заявок и вынесла рекомендации по 23 из них [10]. Исходя из этого, можно предположить, что пройдет еще немало времени, прежде чем очередь дойдет до рассмотрения датского представления, не говоря уже о канадском.

Военно-политическая обстановка в Арктике на протяжении рассматриваемого периода будет оставаться стабильной и прогнозируемой, хотя весьма вероятным видится дальнейшее нарастание дискуссии о милитаризации региона и его секьюритизации.

В 2017 г. завершился плановый обзор оборонной политики большинства арктических стран [11]. Несмотря на то, что он пришелся на пик напряженности в отношениях России и Запада, западные арктические государства не стали менять принятые десятилетие назад весьма скромные планы военного строительства в регионе, не предполагающие размещения здесь на постоянной основе сколько-нибудь значимых нестратегических сил.

В рассматриваемый период политика западных стран может измениться. Ожидается очередной плановый обзор оборонной политики, в ходе которого государства могут принять иные решения. Однако программы военного строительства в Арктике крайне дорогостоящи и инерционны. По этой причине к середине следующего десятилетия можно ожидать в лучшем случае завершения реализации скромных современных программ.

Факторы неопределенности

Приведенные выше параметры развития обстановки свидетельствуют о высоком уровне ее инерционности в краткосрочной и среднесрочной перспективе. При этом в обозримой перспективе нельзя исключить возникновение обстоятельств, которые будут способствовать не дальнейшему расширению, а сокращению пространства сотрудничества в Арктике. Некоторые симптомы такой возможности просматриваются уже в настоящее время.

В последние годы прежде всего в Дании усиливается ощущение политической неопределенности в отношении того, как далее будет решаться вопрос об установлении внешних границ континентального шельфа в СЛО. По мере рассмотрения Комиссией представлений арктических стран считаются возможными различные варианты развития событий. Не исключается, что в случае несогласия Комиссии хотя бы с частью представленных в российской «заявке» доказательств Москва может проигнорировать ее рекомендации и предпринять односторонние шаги по утверждению своих прав на континентальном шельфе вплоть до Северного полюса. Не исключается вариант, при котором в случае подтверждения Комиссией обоснованности российских претензий Москва может посчитать вопрос окончательно решенным в ее пользу и настаивать на своих правах на весь заявленный ею участок шельфа, не дожидаясь вынесения рекомендаций по «заявкам» Дании и Канады и не усматривая необходимости в последующей делимитации шельфа с ними. Считается, что это приведет к нарастанию политической напряженности в регионе, что скажется и на сотрудничестве в рамках АС [12].

Подтверждение арктическими странами в 2018 г. их илулиссатских договоренностей 2008 г., безусловно, работает на повышение предсказуемости их политики. Однако этого вряд ли достаточно для снятия всех сомнений, которые высказывались в последние годы.

В условиях приостановленного военно-политического сотрудничества западных стран с Россией усиливается секьюритизация — нарастание субъективных ожиданий возможного конфликта в Арктике. Этот эффект подпитывается масштабным российским военным строительством в регионе, взаимной риторикой по поводу проводимых в северных широтах военных учений, нарастанием политической оппозиции политике военной сдержанности в Арктике в американском Конгрессе и канадском Сенате. На этапе следующего обзора оборонной политики эти настроения могут вылиться в решения, направленные на наращивание военного присутствия в регионе прежде всего со стороны США. Поскольку и в России, и на Западе сегодня просчитывают наихудшие варианты возможного развития событий, это может способствовать началу гонки вооружений в Арктике.

Впрочем, даже если власти США пересмотрят политику в регионе, любые решения о военном строительстве в Арктике потребуют немало времени и средств. Их практическая реализация возможна только за горизонтом рассматриваемого нами периода. Однако ряд других решений могут сказаться на военно-политической обстановке в Арктике уже в рассматриваемый период, хотя они будут касаться региона только косвенно.

Во-первых, это решение о восстановлении противолодочного рубежа Гренландия — Исландия — Великобритания в интересах обеспечения безопасности трансатлантических морских коммуникаций в условиях возобновившихся походов российских подводных лодок в Северную Атлантику. Уже приняты решения о базировании американских противолодочных самолетов на базе в Кефлавике (Исландия), которой США не пользовались с 2006 г., и о модернизации взлетно-посадочной полосы в Туле (Гренландия), на которой до настоящего времени оставался только радар американской системы предупреждения о ракетном нападении [13]. Об особом внимании к защите трансатлантических морских коммуникаций говорит и принятое в 2018 г. на саммите НАТО решение о создании Объединенного штаба в Норфолке (США) и Объединенного командования по тыловому обеспечению и логистике в Германии для содействия при быстрых перебросках сил в Европу [14] — своеобразного нового издания Североатлантического командования альянса, расформированного в 2002 г.

Во-вторых, существующие планы размещения после 2020 г. морских ударных компонентов европейско-американской системы противоракетной обороны (ПРО) в прилегающих к Арктике акваториях и прибрежных районах приведет к дальнейшей концентрации средств морского и авиационного прикрытия кораблей с информационными и боевыми компонентами ПРО. Для их нейтрализации потребуется существенное усиление боевых и обеспечивающих средств Северного флота [15].

В результате Арктика все больше будет втягиваться в новую гонку вооружений.

На обстановке в регионе будут сказываться и различия в оценках политики Китая. Несмотря на внятные разъяснения принципов и целей этой политики в опубликованной Пекином в 2018 г. «Белой книге» [16], дискуссия о вызове, который Китай может представлять в арктическом регионе, становится сегодня центральной темой на Западе [17]. В условиях современного противостояния с Западом Москва вряд ли может позволить себе оценки и действия, которые могут быть восприняты в Пекине как антикитайские. По этой причине дискуссия о китайской политике в Арктике не обязательно приведет к сплочению государств — членов АС. Будет ли это означать распад чувства «арктической исключительности», до недавнего времени способствовавшего сплочению арктических стран [18]?

Перспективы

Чем дольше затягивается современный кризис России и Запада, тем больше вероятность того, что в среднесрочной и долгосрочной перспективах арктическое сотрудничество будет подвергаться испытанию на прочность. Секьюритизация региона, замораживание военно-политического сотрудничества с Россией в Арктике, взаимные сомнения в предсказуемости политики партнеров, набирающая обороты дискуссия о политике Китая — все эти факторы постепенно ведут к углублению разделительных линий, унаследованных от холодной войны, усиливают тенденцию к анализу проблем региона прежде всего через призму соображений безопасности, а не выгод от сотрудничества.

В годы холодной войны Арктика была «закрытым» регионом — не столько в силу суровости климата, сколько в силу ее значения для стратегического баланса сил СССР (России) и США, обилия военных объектов. Регион стал постепенно открываться для сотрудничества только в конце 1980-х гг. Благодаря этому в 1996 г. был создан Арктический совет. Сейчас мы наблюдаем обратное движение, и даже если здесь в обозримой перспективе не начнется гонка вооружений, регион вполне может опять оказаться закрытым для широкого международного сотрудничества по соображениям безопасности. Это не может не затруднить работу в рамках АС, но, скорее всего, уже за горизонтом 2024 г., если страны региона не проявят политическую волю и не остановят дальнейшее углубление кризиса в их отношениях.
1. Международная морская организация утвердила схему движения судов в Беринговом проливе // ТАСС, 21.05.2018. URL: https://tass.ru/ekonomika/5219822
2. Представители арктических держав обсудили в Гренландии вопросы сотрудничества // Федеральное агентство по рыболовству, 14.05.2018. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/obzor-smi/22799-predstaviteli-arkticheskikh-derzhav-obsudili-v-grenlandii-voprosy-sotrudnichestva
3. Илья Шестаков: Необходимо принимать согласованные меры по сохранению биоразнообразия Арктики // Федеральное агентство по рыболовству, 23.05.2018. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/22794-ilya-shestakov-neobkhodimo-prinimat-soglasovannye-mery-po-sokhraneniyu-bioraznoobraziya-arktiki; Представители арктических держав обсудили в Гренландии вопросы сотрудничества // Федеральное агентство по рыболовству, 14.05.2018. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/obzor-smi/22799-predstaviteli-arkticheskikh-derzhav-obsudili-v-grenlandii-voprosy-sotrudnichestva; Приветствие Министра иностранных дел России С.В. Лаврова участникам юбилейного мероприятия по случаю 10-летия Илулиссатской декларации // МИД России, 23.05.2018. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3231254
4. Россия подписала соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в Арктике // Федеральное агентство по рыболовству, 04.10.2018. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/obzor-smi/24654-rossiya-podpisala-soglashenie-o-predotvrashchenii-nereguliruemogo-promysla-v-arktike
5. The First Operational Exercise, Arctic Guardian, of the Arctic Coast Guard Forum (ACGF) held in Iceland // The Finnish Border Guard, 11.09.2018. URL: https://www.raja.fi/facts/news_from_the_border_guard/1/0/the_first_operational_exercise_arctic_guardian_of_the_arctic_coast_guard_forum_acgf_held_in_iceland_74229
6. Павлова Т.В., Катцов В.М. Площадь ледяного покрова мирового океана в расчетах с помощью моделей CMIP5 // Труды Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. 2013. Т. 568. С. 22. См. также: Алексеев Г.В., Радионов В.Ф, Александров Е.И. Изменения климата Арктики при глобальном потеплении // Проблемы Арктики и Антарктики. 2015. № 1 (103). С. 36; В. М. Катцов, Т. В. Павлова. Ожидаемые изменения приземной температуры воздуха в Арктике в 21-м веке: результаты расчетов с помощью ансамблей глобальных климатических моделей (CMIP5 и CMIP3) // Труды Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. 2015. Т. 579. С. 7-21.
7. Мохов И.И. Диагностика и моделирование особенностей арктического климата и его изменений // Программа Президиума РАН «Поисковые фундаментальные научные исследования в интересах развития Арктической зоны Российской Федерации». Публикации по итогам 2014 г. С. 9. URL: http://www.ras.ru/FStorage/Download.aspx?id=469997d8-f446-4316-803b-96fa72172111
8. The United States Navy Arctic Roadmap for 2014 to 2030. – Washington: Chief of Naval Operations, 2014. Р. 11.
9. Rapport: Forsvarsministeriets fremtidige opgaveløsning i Arktis. – København: Forsvarsministeriet, 2016. Р. 15; Report to Congress on Strategy to Protect United States National Security Interests in the Arctic Region. – Washington: Department of Defense, 2016. Р. 12
10. Submissions, through the Secretary-General of the United Nations, to the Commission on the Limits of the Continental Shelf, pursuant to article 76, paragraph 8, of the United Nations Convention on the Law of the Sea of 10 December 1982 // United Nations. Division for Ocean Affairs and the Law of the Sea. URL: http://www.un.org/depts/los/clcs_new/commission_submissions.htm
11. Загорский А.В. Военное строительство в Арктике в условиях конфронтации России и Запада // Арктика и Север. 2018. № 31. С. 80–97.
12. Intelligence Risk Assessment 2016. An assessment of developments abroad impacting on Danish security. Copenhagen: Danish Defence Intelligence Service, 2016. Р. 39; Intelligence Risk Assessment 2017. An assessment of developments abroad impacting on Danish security. Copenhagen: Danish Defence Intelligence Service, 2017. Р. 43.
13. Report to Congress on Strategy to Protect United States National Security Interests in the Arctic Region. Р. 11.
14. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Брюсселе. Обнародовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Брюсселе 11-12 июля 2018 года. П. 29 // НАТО, 11.07.2018. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_156624.htm?selectedLocale=ru
15. Арбатов А.Г., Дворкин В.З. Международно-политические условия развития Арктической зоны Российской Федерации / под ред. А. В. Загорского; ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2015. С. 170.
16. China's Arctic Policy // The State Council Information Office of the People's Republic of China, 26.01.2018. URL: http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm
17. См. в частности: Mehta A. How a potential Chinese-built airport in Greenland could be risky for vital US Air Force base // Defense News. 07.09.2018. URL: https://www.defensenews.com/global/europe/2018/09/07/how-a-potential-chinese-built-airport-in-greenland-could-be-risky-for-a-vital-us-air-force-base/
18. Käpylä J., Mikkola H. On Arctic Exceptionalism. Critical reflections in the light of the Arctic Sunrise case and the crisis in Ukraine: FIIA Working Paper 85, April 2015. P. 6.