Существенный рост стоимости поддержания современных вооруженных сил в Центральной и Восточной Европе стал даже еще более острой проблемой по сравнению с аналогичной ситуацией в Западной Европе. Если в последней можно постепенно сокращать и модернизировать накопленные арсеналы со времен холодной войны, раз за разом продлевая сроки эксплуатации бронетехники, авиации, надводных кораблей и т.п., то аналогичное вооружение советских стандартов для многих новоявленных членов НАТО стало обузой.
Принятые в начале 2000-х гг. программы военного строительства в странах ЦВЕ предполагали постепенное списание всего вооружения и военной техники советских стандартов и ее замена на импортные образцы, приобретенные в США, Великобритании, Франции, Германии и у других ведущих производителей НАТО. Однако тридцать лет спустя «винтажная» постсоветская бронетехника, артиллерия, авиация составляют от половины до двух третей всех единиц ВиВТ Польши, Румынии, Чехии, Венгрии, Словакии и других новых членов Североатлантического Альянса. Стоимость переоснащения материально-технической базы, в особенности тяжелого вооружения, оказалась буквально неподъемной, когда, например, закупка лишь одной эскадрильи современных многоцелевых истребителей на Западе полностью поглощает все средства военного бюджета за один год. Кстати, относительно выигрышное положение заняли страны Балтии, где отсутствовали крупные запасы советского вооружения, что несколько расширило возможности по закупке б/у бронетехники и артиллерии на Западе.
Отчасти эта ситуация связана с интересной обстановкой в сохранившейся военной промышленности в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. Хотя разрыв военно-технических связей в рамках ОВД и уход СССР как основного экспортера технологий фактически разрушили военно-промышленный комплекс в регионе как единую структуру, далеко не все индустрии исчезли безвозвратно.
В относительно неплохом состоянии остались многие предприятия стрелково-артиллерийской и бронетанковой промышленности. Хотя возможностей широкомасштабного выпуска у них не осталось, военно-ремонтная база в целом сохранила дееспособность. Большие объемы накопленной с советских времен техники создали богатый ресурс для экспериментов по модернизации, а также поддержанию действующей техники в строю, зачастую с помощью «каннибализма» запасных частей из законсервированных образцов.
Многие, даже некрупные страны Балкан, сохранили в стабильном состоянии боеприпасную промышленность. С учетом крупного реэкспорта вооружения и военной техники на вторичных рынках, конфликты на Ближнем Востоке создали устойчивый спрос на крайне выгодное по соотношению «стоимость-эффективность» советское оружие и боеприпасы к нему. В результате многие страны региона, такие как Румыния, Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Болгария, Албания, Польша, Чехия, Словакия и Словения стали крупными бенефициарами не только поставок бывшего в использовании оружия, но и производства боеприпасов в интересах различных вооруженных формирований в странах «третьего мира»
[3].
При этом сохраняющиеся производственные стандарты бывшего ОВД на практике тормозят реальную интеграцию с военно-промышленным комплексом западных стран. Если крупные страны региона, такие как Польша и Румыния в последние годы активно инициируют процессы локализованного производства вооружений западной разработки по лицензии (бронетехники, вертолетов, надводных кораблей), то меньшие страны региона вынуждены продолжать тратить ресурсы на поддержание технологически устаревших предприятий.
По всей видимости, вырваться из замкнутого круга перехода на стандарты НАТО получится только после полного морального устаревания сложившей производственной базы. *** Описанные выше тенденции современного военного строительства в странах Центральной и Восточной Европы подводят к выводу о продолжающемся кризисе целеполагания действующих программ во многих странах региона. Польша, Румыния, страны Балтии наиболее осознанно занимаются реформированием вооруженных сил для противодействия России.
Однако несмотря на самые интенсивные меры, соотношение военного баланса складывается далеко не в пользу восточноевропейских стран НАТО. Слабая промышленная база и серьезно ограниченные финансовые возможности этих стран не позволяют поддерживать достаточно мощный военный потенциал для открытого вызова России и оставляет их зависимыми от внешней военной (и военно-технической) помощи со стороны партнеров по НАТО.
Для стран Балкан, а также «Вишеградской четверки» отсутствие реальной внешней угрозы ставит большие вопросы относительно задач вооруженных сил. Членство в НАТО для таких государств в большей степени представляет собой часть общей траектории в сторону евроинтеграции, а также относительно малокровное решение вопроса защиты национальной безопасности. При этом реальные интересы и политическая повестка отдельных стран может заметно отличаться от основного евроатлантического курса.