Анализ развития военных машин и в целом оборонной инфраструктуры в ИТР часто сводится, по сути, к дежурному противопоставлению США (иногда с союзниками) и КНР. Однако такой взгляд неполон: противостояние двух великих держав вовлекло в свою орбиту и другие страны региона.
В первую очередь стоит обратить внимание на преимущественное развитие сил флота и авиации стран ИТР, предопределенное в первую очередь географией региона. Основной фронт противостояния, протянувшийся по островной дуге от архипелага Спратли к Парасельским островам, через атолл Пратас к Тайваню и дальше вдоль островов Рюкю до Японии, автоматически предполагает приоритетное развитие экспедиционных сил флота, способных вести и обеспечивать боевые действия на многочисленных островах; повышенное внимание к авиации, включая транспортные и специальные — патрульные, противолодочные, разведывательные и т.д. — машины.
Эти приоритеты, в свою очередь, определяют внимание к соответствующим отраслям промышленности и направлениям военно-технического сотрудничества стран ИТР. Характерно, что страны региона в целом продолжают наращивать военные расходы –сегодня ИТР, тратящий на оборону в общей сложности около 500 млрд долл., по данному показателю находится на втором месте в мире после США и продолжает наращивать отрыв по совокупности военных расходов от стран региона Ближнего и Среднего Востока
[1] .
Уровень милитаризации региона в целом остается достаточно низким — общие военные расходы стран ИТР колеблются вокруг показателя 2% от ВВП. Одновременно страны региона ставят рекорд по доле импорта вооружений — примерно 40% закупок ВиВТ приходятся на зарубежные поставки, включая как прямые закупки, так и местное производство на основе лицензионных соглашений.
Активное сотрудничество стран ИТР с ведущими зарубежными производителями вооружений и военной техники — еще одна важная отличительная черта региона — лишь немногие страны ИТР могут быть однозначно отнесены к категории «клиентов», закупающих технику исключительно (или почти исключительно) у одного производителя или узкой группы близких друг другу производителей. География сотрудничества широка, и диверсификация поставщиков — обычная практика.
Если анализировать рынки крупнейших экспортеров, то характерно, что у 8 из 10 ведущих поставщиков вооружения и военной техники на мировой рынок в последние пять лет в числе крупнейших покупателей значится как минимум одна страна ИТР
[2]. Исключение составляют Великобритания (6-е место в списке крупнейших экспортеров, крупнейшие покупатели — Саудовская Аравия, Оман и США) и Италия (9-е место, крупнейшие покупатели — Турция, Пакистан, Саудовская Аравия). Зато Россия и Израиль (2-е и 8-е места в рейтинге крупнейших экспортеров оружия в 2015–2019 гг.) имеют в числе крупнейших клиентов за этот период сразу по две страны региона: в случае с Россией это Индия и КНР, куда за прошедшие пять лет ушло больше 40% российского оружейного экспорта, а в случае с Израилем — Индия и Вьетнам, за последние пять лет давшие израильским производителям больше половины их доходов на мировом рынке оружия.
Время больших флотов Ключевой тенденцией региона можно считать ускоренное развитие военно-морских сил, приобретающее принципиально новые качества по сравнению с периодом конца 1980-х гг.
Ключевым изменением, помимо выхода ВМС НОАК на вторую позицию в мире по совокупным боевым возможностям, стало возвращение в клуб ведущих морских держав Японии. В результате первая пятерка самых мощных флотов мира (без учета стратегических ядерных сил, возможности которых имеют довольно опосредованное значение в контексте задач ВМФ) сегодня состоит из США, КНР, России, Японии и Индии, включая, таким образом, флоты сразу трех стран ИТР, а с учетом положения России и США можно сказать, что страны региона занимают весь топ-5.
Наиболее существенные трансформации коснулись морских сил самообороны Японии, по численности боевого ядра флота — многоцелевых подлодок и надводных кораблей 1 и 2 рангов, выполняющих основной объем задач в условиях современного мирного времени и локальных конфликтов — занимающих 4-е место в мире, и обходящих по данному показателю ВМС Индии, остающиеся на пятом.
Несмотря на пока сохраняющееся «пацифистское» обозначение, морские силы самообороны Японии де-факто представляют собой полноценный сбалансированный флот с растущими возможностями проецирования мощи. При этом Япония наращивает возможности флота в условиях длительной экономической стагнации. Это диктуется как необходимостью поддержания собственной промышленности, так и расширением военных возможностей КНР, а процесс в целом заметно облегчается благодаря поддержке со стороны США.
Ключевыми признаками совершенствования возможностей японского флота можно считать появление собственных авианесущих кораблей, которые в перспективе должны быть оснащены истребителями F-35B, строительство современных дизельных субмарин океанской зоны и ракетных эсминцев системы «Иджис». В сочетании с огромной береговой авиацией (91 морской патрульный самолет — второй в мире по численности парк машин этого класса после США) и наличием современного оружия собственного производства, это позволяет отвести Японии второе место после КНР среди азиатских морских держав. Можно сказать, что сочетание боевых возможностей сил передового базирования ВМС США и морских сил самообороны Японии пока позволяет уравновешивать рост возможностей ВМС НОАК.
Наращивание возможностей боевого ядра характерно для флотов большинства ведущих держав региона, многие из которых еще поколение назад представляли собой пестрые группы легких сил с редкими вкраплениями устаревших эсминцев и подлодок. Характерным примером можно считать ВМС Южной Кореи, также строящие ракетные эсминцы, оснащенные системой «Иджис», современные подлодки и универсальные десантные корабли.
Внимание к экспедиционным возможностям отмечается и у стран второго эшелона ИТР: интересен пример Индонезии, строящей для своих ВМС десантные вертолетоносные корабли-доки типа «Макассар». В целом же, если брать страны «квада» (четырехстороннего диалога по безопасности), то если по состоянию на 2007 год (начало диалога) экспедиционными возможностями располагали только ВМС США, то сегодня в той или иной мере ими обладают и три остальные страны — Япония, Австралия, Индия.
Пока ни одна из стран ИТР (включая Китай и Японию) не добилась полной технологической независимости в военном судостроении, но принятые в регионе модели политического развития и не требуют обязательного стремления к ней, предполагая достижение своих целей через кооперацию с мировыми лидерами.
При этом если говорить о гражданском судостроении, то КНР, Южная Корея и Япония обеспечивают в совокупности свыше 90% мирового торгового тоннажа — около 61 млн тонн из 66 млн, построенных в 2019 году
[3], и здесь доля национальных технологий и агрегатов заметно выше, чем в военном судостроении.
Авиационное будущее В части ВВС страны ИТР также демонстрируют существенный прогресс. По состоянию на 2020 год, ВВС Китая, Индии, Южной Кореи и Японии занимают в мировом рейтинге крупнейших ВВС мира позиции с 3 по 6 включительно
[4], заняв места, которые 30–40 лет назад, в конце холодной войны занимали европейские страны НАТО и некоторые ближневосточные государства. Развитие ВВС в каждой из стран ИТР имеет индивидуальные черты, но вместе с тем подчиняется ряду общих для региона тенденций.
Военная авиационная промышленность стран региона стабильно наращивает возможности, переходя к производству все более сложных летательных аппаратов. Япония, ранее ограничивавшаяся в основном лицензионной сборкой некоторых американских самолетов и разработкой некоторых производных конструкций, в настоящее время переходит к реализации собственных проектов, включая такие сложные, как противолодочный самолет P-1 и средний транспортный самолет С-2. Последний — лучший в мире самолет в своей весовой категории по такому параметру, как сечение грузовой кабины (4х4 метра, что позволяет перевозить более широкую номенклатуру современных вооружений и военной техники, чем российский тяжелый ВТС Ил-76МД-90А). Наконец, Япония ведет разработку собственного проекта истребителя пятого поколения.
Стоит отметить и авиапром Южной Кореи, реализовавший проект одного из лучших в мире учебно-боевых самолетов/легких истребителей Т-50 Golden Eagle и в настоящее время разрабатывающий собственный истребитель — впрочем, реализуемость и адекватность последнего проекта ставится под сомнение.
Авиационная промышленность Индии, несмотря на ряд запущенных в серию летательных аппаратов собственной разработки, пока не продемонстрировала самолет, который можно было бы сравнивать с лучшими образцами в своем классе, как это сделала Япония с P-1 и С-2. Однако Индия продолжает лицензионное производство одного из самых сложных в мире серийных истребителей — Су-30МКИ с растущей долей локализации. Кроме того, серийное производство и сборка ряда других типов летательных аппаратов, включая вертолеты, а также авиадвигателей позволяют рассчитывать на постепенное накопление опыта и появление собственных проектов в обозримом будущем.
Отдельно стоит отметить авиационную промышленность Индонезии, серийно строящую в кооперации с европейскими производителями один из самых успешных легких военно-транспортных самолетов CN-235, морских патрульных самолетов на его базе и ряд других летательных аппаратов.
Пока авиапром стран ИТР, как и их военное кораблестроение, не достиг технологической самостоятельности, но избранные странами модели развития не требуют ее обязательного сохранения, более того, к кооперационным моделям все чаще прибегают и мировые лидеры, включая США, Евросоюз и Россию — причем в последнем случае эта модель использовалась бы намного шире при отсутствии санкционного давления.
***Главная тенденция региона заключается в развитии своей оборонной промышленности через кооперационные схемы с постепенным углублением локализации, скорость которой зависит от возможностей страны, включая емкость внутреннего рынка, во многом определяющую границы развития промышленности, а также ее экономических и политических приоритетов.
Характерно стремление, по возможности, формировать кооперационные связи с различными ведущими производителями, что позволяет диверсифицировать рынок и избегать излишней зависимости.
Обратная сторона такого подхода зачастую состоит в чрезвычайном затягивании конкурсных и тендерных процедур, особенно ярко проявляющееся в случае Индии, а также стремление к нелицензионной локализации, а проще говоря, пиратскому копированию иностранных изделий как целиком, так и поагрегатно, чем грешит в первую очередь КНР.
Потребности и интересы стран региона сегодня во многом формируют рынок соответствующих вооружений: поставки в Индию, КНР, Вьетнам, Малайзию и Индонезию дали львиную долю рыночного успеха истребителям Сухого, сделав Су-27/30 самым продаваемым семейством тяжелых истребителей за прошедшие 30 лет, а огромные пространства Индийского и Тихого океана предопределили спрос стран региона на морские патрульные машины, продажи которых растут как в части самых простых аппаратов, предназначенных для патрулирования территориальных вод и исключительной экономической зоны, так и продвинутых систем, способных бороться с современными подводными лодками.
Баланс сил в ИТР определяется, и, видимо, будет определяться впредь в первую очередь противостоянием КНР и США, однако необходимость поиска торговых партнеров и военных союзников способна серьезно повлиять на этот процесс, дав возможность странам региона существенно усилить свои военные и экономические позиции за счет преференций, предоставляемых сотрудничеством с глобальными лидерами.