Как показывает история, становление действующей системы международных отношений всегда тесно связано с динамикой военно-политического соперничества в Европе. Каждый следующий этап в ее развитии в разные периоды отражал текущее состояние военного баланса между ведущими державами в Европе, а также фиксировал сложившуюся расстановку сил между «ключевыми игроками» мировой политике.
Версальско-вашингтонская система в межвоенный период утвердила военно-политическое доминирование стран-победительниц Антанты при неудачной попытке сдерживания и международной изоляции Германии и России. Вышедшая из-под контроля гонка вооружений и стремительная милитаризация Европы привела к катастрофе Второй мировой войны. Сформировавшаяся в ее результате Ялтинско-Потсдамская система международных отношений положила начало холодной войне и относительно симметричному противостоянию блоков НАТО и ОВД. Распад СССР и коммунистического лагеря в Восточной Европе, военные конфликты на Балканах и на Ближнем Востоке, экспансия НАТО на Восток и, наконец, резкое обострение отношений России и Запада с 2010-х гг. — все эти условия вновь поднимают актуальные вопросы относительно текущих перспектив военного баланса в регионе.
Наследие «однополярного момента» Начало 1990-х годов теоретики международных отношений обычно характеризуют как т.н. «
однополярный момент». В военно-политическом измерении ключевой особенностью этого периода было абсолютное, неоспоримое доминирование США и НАТО над любым потенциальным противником на любом возможном театре военных действий при любом сценарии конфликта, за исключением разве что полномасштабного обмена ядерными ударами с Россией.
Помимо самоустранения Советского Союза как единственного равноценного противника «коллективного запада» важной вехой в утверждении «нового мирового порядка» стал триумфальный разгром вторгнувшейся в Кувейт армии Саддама Хусейна в ходе войны в Персидском заливе в 1990–1991-х гг. Беспрецедентная эффективность совместных действий коалиции стран НАТО во главе с США в ходе операции «Буря в пустыне» обозначила не только количественное, но и подавляющее качественное превосходство западных держав на поле боя наступающего «цифрового XXI века».
Широкую популярность в 1990-е и 2000-е годы приобрела концепция т.н. «Революции в военном деле» ("Revolution in Military Affairs, RMA"), которая предполагает, что новые доктринальные, организационные и оперативные концепции, внедряемые США как общий стандарт для НАТО, радикально
изменили природу боевых действий, фундаментально закрепив военное превосходство Запада на ближайшее будущее. Новые представления о будущих реалиях перспективных военных конфликтов во многом повлияли на планы военного строительства в Западной Европе во второй половине 1990-х, начале 2000-х гг. При этом инвестиции в поддержание качественного превосходства в перспективе должны были позволить сократить вооруженные силы в количественном отношении.
Полное отсутствие равноценного противника НАТО в Европе привело к постепенному смещению фокуса Североатлантического альянса в сторону борьбы с иррегулярными, в т.ч. террористическими формированиями, военных операций против авторитарных режимов-«изгоев», а также проведению миротворческих миссий.
Таким образом, Европа перестала нуждаться в постоянном развертывании крупных группировок войск территориальной обороны. После неимоверно завышенных военных бюджетов поздней холодной войны ведущие западные политики, такие как Джордж Буш старший и Маргарэт Тэтчер объявили о планах по созданию «дивиденд мира»
[1], за счет ликвидации огромных армий, ранее предназначенных для сдерживания СССР и ОВД. Эти намерения в определенной мере смогли реализоваться благодаря заключению в 1990 г. Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который, хотя и не прошел ратификацию в большинстве западных стран, в целом был успешно реализован вплоть до расширения НАТО на Восток и вступления в Североатлантический альянс бывших участников ОВД.
За два десятилетия «однополярного момента» 1990–2000-х гг. расходы на оборону в странах Западной Европы действительно
снизились с примерных оценок в 3,1% до 1,7% от ВВП. Именно эти сокращения впоследствии станут яблоком раздора НАТО после стремительного роста военного бюджета США в нулевые годы после начала «Войны против терроризма» в 2001 году. Современное состояние программ военного строительства в Европе с 2010-х гг. все еще связано с дилеммой выбора между дальнейшим разоружением и реорганизацией вооруженных сил в условиях новых внешнеполитических вызовов.
Любопытные статистические нюансы военной экономики В первую очередь необходимо отметить очевидное — несмотря на все сокращения за последние три десятилетия, в совокупности Западная Европа представляет собой внушительную военную силу. Только по суммарным оборонным тратам (~260 млрд долл.) западноевропейские страны в 2019 году в четыре раза превосходили Россию (64 млрд долл.), находясь примерно на одном уровне с Китаем (оценивается в 266 млрд долл.), и чуть менее чем в три раза уступая Соединенным Штатам (719 млрд долл.). Ведущие страны Европы — Франция, Германия и Великобритания — каждая по отдельности обладают военным бюджетом, сопоставимым с российским по рыночному обменному курсу. Прямое сравнение основных количественных показателей численности вооруженных сил и соответствующей материально-технической базы демонстрирует преимущество совокупных западноевропейских стран перед Россией в среднем в 2–4 раза
[2].
Хотя в целом Европа практически вдвое снизила расходы на оборону относительно общего объема своей экономики, динамика абсолютных значений военного бюджета с поправкой на инфляцию оказывается практически минимальной. Хотя крупные сокращения в первой половине 1990-х гг. позволили снизить расходы примерно на 15%, в 2000-е гг. наблюдается восстановление вплоть до уровня в 95% от 1991 г. Даже после потрясений мирового финансового кризиса 2008 г. показатели вновь демонстрируют устойчивый рост.
Конечно, на фоне гораздо более заметной динамики США, интенсивного подъема Китая в 2010-е гг. и даже российской статистики последнего десятилетия такая динамика, скорее, свидетельствует о стагнации военного потенциала западной Европы. Кроме того, с учетом количественного, а в некоторых отношениях и качественного сокращения европейских вооруженных сил это означает, что Европа в последние десятилетия вынуждена тратить гораздо больше средств на поддержание существенно меньшего по «размеру» военного потенциала.
[Показать график «Совокупные военные расходы стран Западной Европы в сравнении с США, РФ и КНР»] На протяжении 2000-х, первой половины 2010-х гг. лидером Западной Европы по уровню оборонных расходов выступала Великобритания, в 2008 году опережавшая Францию на 17% и Германию на 34%. В то же время в последние пять лет показатели трех ведущих западноевропейских стран в целом выровнялись. Италия и Испания заметно уступают трем лидерам, показывая период краткого роста в начале 2000-х гг., плавно переходящего в отрицательную динамику в последнем десятилетии.
Остальные страны Западной Европы в абсолютных цифрах также демонстрируют в среднем незначительные колебания, в то же время их вклад в коллективную оборону составляет около 24% от совокупных общеевропейских трат. Отметим, что, например, скандинавские страны совместно тратят на военные нужды на уровне, сопоставимом с Испанией и заметно уступающем другим лидерам — Великобритании, Франции и Германии.
[Показать график «Военные расходы ведущих стран Западной Европы»]
Отдельный интерес в этих условиях представляет базовая структура расходов. На что именно страны Западной Европы тратят свои оборонные деньги? Некоторый свет на этот вопрос может пролить официальный
пресс-релиз НАТО по статистике военных бюджетов стран — участниц блока в 2012–2019 гг. с детализацией трат по отдельным категориям.
Более двух третей всех стран Североатлантического альянса тратят на закупки новых вооружений и поддержание боеготовности имеющейся материально-технической базы не более 20% всего военного бюджета. Причем в их число входят такие важные государства, как Германия, Испания, Италия, и Нидерланды. Наиболее высокие значения по этому показателю занимают США, Турция, Великобритания и Франция — от 23 до 27%. Но для сравнения, аналогичный показатель для Китая
оценивается в 30–45%, а для России — в
40–60% (в период активного развертывания госпрограммы вооружений на 2011–2020 гг.).
Учитывая, что в отличие от России и Китая, многие западно-европейские страны вынуждены импортировать вооружение и военную технику из США или организовывать сложные цепочки совместного производства на территории множества отдельных стран, становится ясно, что конечная эффективность затрат на перевооружение оказывается значительно ниже.
С другой стороны, от 50% до 70% оборонных средств в большинстве стран Западной Европы перечисляются на разнообразные нужды, связанные с военным персоналом. Причем ситуация здесь получается зеркально обратной: Великобритания, Франция, Норвегия оказываются в числе «аутсайдеров». По идее, средства по этой статье должны идти на поддержание контрактного способа наполнения вооруженных сил, а также инвестируются в качество подготовки военного персонала и обеспечение высокого уровня жизни военнослужащих.
При этом просматривается обратная зависимость: чем больше европейские страны вкладываются в «человеческий капитал», тем меньше свободных средств остается на обновление материально технической базы. Оценку реальной эффективности военных расходов на персонал в разных странах дать довольно трудно, и можно предположить, что далеко не во всех странах каждый потраченный евро дает одинаковую отдачу.
[Показать график «Средняя доля расходов на приобретение и обслуживание вооружения и военной техники в общей структуре оборонного бюджета стран НАТО в 2012-2019 гг.»][Показать график «Средняя доля расходов на персонал в общей структуре оборонного бюджета стран НАТО в 2012-2019 гг.»]Облик вооруженных сил Западной Европы в 1990-х и 2020-х гг. В начале 1990-х гг. вооруженные силы большинства стран Западной Европы отражали организационную структуру, предполагающую развертывание вблизи линий соприкосновения границ ОВД и НАТО, в первую очередь на территории Федеративной Республики Германии.
Сегодня, тридцать лет спустя, от этих впечатляющих группировок не осталось и следа. Сухопутные силы меньших стран Европы — Дании, Бельгии, Норвегии, Швеции — целиком не превышают по размеру одной бригады, причем в отдельных случаях еще и не имеют тяжелого вооружения.
Бельгия полностью вывела из эксплуатации основные боевые танки и тяжелую артиллерию. Нидерланды формально сохраняют две бригады в составе вооруженных сил, но все танки были распроданы на вторичном рынке. На практике, основное действующее подразделение в этих странах — батальонная тактическая группа с придаваемым персоналом и материально-технической базой из разных штатных формирований.
В более крупных странах Западной Европы ситуация оказалась не столь плачевна, однако продолжала общую тенденцию всего региона. Крупные общевойсковые соединения в Германии, Франции, Великобритании были урезаны в шесть раз, что привело и к существенному сокращению как численного состава вооруженных сил, так и их материально-технической базы, в особенности тяжелого вооружения. Количество единиц крупнокалиберной артиллерии и основных боевых танков соразмерно снизилось в 5–6 раз.
При этом показатели совокупной численности военнослужащих, а также более детальная структура организации вооруженных сил показывает, что многие крупные соединения не были полностью ликвидированы, но вместо этого оказались раздроблены на большее число более гибких структурных подразделений.