Уже сейчас можно сказать, что ключевой проблемой вооруженных сил и оборонной промышленности в целом станет нехватка средств: еще до начала текущего экономического кризиса многие представители высшего руководства страны, включая президента России Владимира Путина, говорили о необходимости увеличения доли гражданской продукции оборонной промышленности, предупреждая о сокращении (и как минимум прекращении роста объемов гособоронзаказа).
Снижение цен на углеводороды в сочетании с социально-экономическими последствиями пандемии COVID-19 грозит еще сильнее урезать объемы денежных средств, которые государство сможет позволить себе тратить на продукцию военного назначения. Это позволяет зафиксировать первую общую тенденцию: стремление сократить, или как минимум перенести сроки исполнения ряда амбициозных (и, как обычно в таких случаях, дорогостоящих) программ. Наличие этой тенденции уже подтверждается корректировками планов поставок ряда перспективных систем, появление которых на вооружении ожидалось либо раньше, либо в большем количестве, либо и то, и другое одновременно. Это касается практически всех основных направлений — не исключая и стратегические ядерные силы.
Флот: время выживать
ВМФ России стал пасынком предыдущих госпрограмм вооружения.
При номинально весьма внушительных запланированных средствах фактические результаты более чем скромны: ни в одном классе кораблей из числа строившихся для российского флота в последние два десятка лет флот не получил и половины от предполагавшихся объемов.
Единственным исключением стали ракетные подводные крейсера стратегического назначения: со вводом в строй К-549 «Князь Владимир» число поставленных для ВМФ России РПКСН проекта 955/955А достигло четырех — из восьми запланированных. Это вполне логично: роль флота как элемента системы стратегического сдерживания определена яснее прочих его функций, и на сегодня ее исполнению уделяется наиболее пристальное внимание.
Говоря об остальных классах кораблей, можно, во-первых, обратить внимание на провал пополнения сил общего назначения флота. Между 2001 г., когда в состав ВМФ была принята АПЛ К-335 «Гепард», и по конец текущего, 2020 г., когда, судя по всему, флоту передадут К-561 «Казань», в состав ВМФ вошла лишь одна атомная многоцелевая субмарина — К-561 «Северодвинск» в 2014 г. Напомним, помимо головного «Северодвинска», большей частью профинансированного в 2000-х гг., флоту предполагалось передать в рамках ГПВ 2011–2020 семь субмарин проекта 885М. Из этих семи до конца 2020 г. в строй войдет лишь одна лодка, сдача остальных будет растянута от 2021 до 2027 гг.
Несколько лучше обстоят дела с неатомными подводными лодками, в первую очередь благодаря решению о закупках для ВМФ России субмарин отработанного «экспортного» проекта 636, созданного на основе последнего советского проекта НАПЛ — пр. 877 «Палтус»/«Варшавянка», принятого после провала строительства субмарин нового проекта 677 «Лада». Из 20, а затем 14 планировавшихся субмарин этого типа в итоге флоту была сдана лишь одна — Б-585 «Санкт-Петербург». Еще две после неоднократного переноса сроков, видимо, будут переданы в 2021-22 гг. В итоге вместо «журавля» была заказана «синица» в виде 12 подлодок проекта 636, и 8 из них уже сданы флоту.
Не лучше обстоят дела и с другими классами кораблей. Из двух десятков ожидавшихся фрегатов проектов 11356 и 22350 флот за это время получил лишь пять единиц, из 24 корветов проекта 20380/29385 с 2008 по 2018 гг. флоту сданы шесть кораблей, и еще два будут переданы «под елочку» в уходящем году. Альтернативой крупносерийному строительству фрегатов и корветов стала постройка малых ракетных кораблей, боевые возможности которых заметно ниже.
Этот список можно множить и множить, причины проблем в каждом конкретном классе кораблей различаются, но ключевая одна: за 30 постсоветских лет руководство страны и военного ведомства так и не решило, для каких целей России нужен ВМФ и какими возможностями он должен обладать. Ответа на этот вопрос нет в том числе и в таких базовых документах, как военная доктрина, морская доктрина или же основы государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года. Содержащиеся в этих документах требования и определения довольно расплывчаты и могут быть при некоторой редактуре применены к флоту любой крупной державы, особенно ядерной.
Впрочем, попробуем заглянуть вперед. Можно выделить положительные моменты: сегодня в постройке для ВМФ России находится достаточно большое количество серийных кораблей и подводных лодок, проблемы с темпами постройки более или менее успешно решаются, и в наступающем десятилетии флот получит заметно больше боевых единиц, чем с 2001 по 2020 гг. В оптимистическом варианте развития событий (если не случится каких-либо новых потрясений) это позволит как минимум остановить падение численности флота и заметно повысить уровень его готовности за счет замены старых кораблей и лодок на новые.
Из числа наиболее существенных ожидаемых пополнений стоит выделить заложенные в 2020 г. универсальные десантные корабли «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» проекта 23900, которые станут первенцами вновь создаваемых экспедиционных сил флота, позволив ВМФ России проводить операции с использованием морской пехоты и авиационной поддержкой на большом удалении от баз. Если говорить об оружии флота, то основной системой будет оставаться ракетный комплекс «Калибр», которым будут оснащать все большее количество новых и модернизируемых кораблей, при этом его номенклатура расширится, в частности, за счет появления противолодочной ракето-торпеды нового поколения, испытания которой также завершились в 2020 г.
«Гвоздем программы» станет новейшая гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон», которая должна быть принята на вооружение уже в ближайшее время.
Она также будет использоваться на большом количестве кораблей, что облегчается возможностью ее пуска из стандартной вертикальной пусковой установки 3С14 универсального корабельного стрельбового комплекса УКСК.
Должно войти в нормальное русло и строительство фрегатов, с учетом того, что в последние два года их начали закладывать по два ежегодно, и ожидается, что серийная постройка продолжится. Вместе с тем, скорее всего, до 2030 г. флот не получит ни нового авианосца, ни перспективного эсминца/ракетного крейсера: исполнение этих проектов традиционно отодвигается по мере ухудшения экономической обстановки.
Сухопутные войска: консервация действительности
Ситуация вокруг обновления техники в сухопутных войсках продолжает оставаться сложной, хотя закупки новейших машин на унифицированном гусеничном шасси «Армата» уже идут: Минобороны заключило контракт на поставку 132 «Армат» для войсковых испытаний.
Основную массу бронетехники сухопутных войск все еще составляют машины советского производства, и эта ситуация сохранится и в следующие 10 лет, хотя Минобороны и предпринимает усилия по модернизации строевых машин, включая апгрейд танков Т-72, боевых машин пехоты БМП-2, самоходных артиллерийских установок и реактивных систем залпового огня.
Основные надежды на обновление связаны с поставками техники «промежуточного» поколения: боевых машин пехоты БМП-3, в том числе в усовершенствованных версиях, танков Т-90М, САУ «Мста». Перспективные БМП «Курганец», БТР «Бумеранг» и машины на их шасси также, видимо, останутся пока в разряде благих пожеланий, в лучшем случае, их будут закупать мелкими партиями — как минимум в ближайшие лет пять.
Ситуацию в сухопутных войсках осложняет возросшее военное давление извне — украинский кризис и последующая реанимация НАТО, до 2014 г. все более уверенно впадавшую в летаргию, вернула в российскую военно-политическую реальность необходимость учитывать вероятность прямого столкновения с Альянсом на европейском ТВД. Это привело к развертыванию/воссозданию ряда частей и соединений сухопутных войск, что увеличило нагрузку на вооруженные силы и промышленность: все эти части и соединения требуют укомплектования, и это осложняет принятие решения о масштабном перевооружении на технику нового поколения. Там, где еще можно представить себе закупки модернизированных Т-72 и Т-90 в нужных количествах, «Армата» окажется уже слишком дорогой.
Межпоколенческий кризис авиации
Темпы поставок авиатехники начали сокращаться уже во второй половине 2020-х гг. Пик был достигнут в 2014 г., когда ВВС и морская авиация ВМФ получили 101 боевой и учебно-боевой самолет. В 2015 г. это число составило 89, в 2016 г. — 70, в 2017 г. — 49, в 2018 г. — 50, в 2019 г. — лишь 20 новых боевых самолетов, в том числе 10 истребителей Су-35, восемь Су-34 и два МиГ-35. Из числа небоевых машин в 2019 г. ВКС РФ получили три серийных военно-транспортных самолета Ил-76МД-90А, два из которых были построены в 2018 г. и лишь один борт постройки 2019 г. В 2020 г. постройка транспортников продолжает пробуксовывать.
Не в лучшем состоянии остается и программа производства истребителя пятого поколения Су-57: в 2019 г. был подписан контракт на поставку 76 самолетов этого типа до конца 2027 г., однако первый серийный истребитель, предполагавшийся к передаче ВКС РФ в рамках этого договора, потерпел аварию в ходе испытательного полета в декабре 2019 г. Какое влияние на серийные поставки этой машины окажет произошедший инцидент пока неясно, но не исключено, что сроки также будут сдвинуты на год-два.
Низкие темпы поставок истребителя пятого поколения начинают внушать тревогу.
Даже с учетом довольно значительного объема работ, который еще предстоит выполнить на этой машине, задержки с его закупками сложно считать оправданными.
Отсутствие этого самолета в войсках грозит техническим отставанием российской военной авиации на фоне расширяющихся объемов поставок истребителей F-35 для вооруженных сил США и их союзников как в Европе, так и в других частях света. Под сомнение ставятся также и экспортные перспективы нового российского самолета: авиатехнику, отсутствующую на вооружении страны–производителя, закупают гораздо менее охотно.
Поставки техники четвертого поколения, пусть и в меньших темпах, также продолжатся. Летом 2020 г. был заключен дополнительный контракт на два десятка Су-34. Этот самолет уже стал основной машиной бомбардировочных авиаполков фронтовой авиации, и он продолжает заменять ветерана холодной войны и множества локальных конфликтов — Су-24М. Очевидно, продолжатся и поставки Су-35. Закупки Су-30СМ будут серьезно зависеть от технического лица новой машины: исходная платформа Су-30МКИ 1990-х годов разработки требует существенного обновления.
Судьба вертолетов определена в большей степени: в 2019 г. был заключен контракт на поставку для армейской авиации военно-воздушных сил ВКС РФ еще 98 ударных вертолетов Ми-28НМ, ожидается соглашение о закупке 114 вертолетов Ка-52М. Судя по всему, Минобороны будет продолжать закупки двух типов ударных вертолетов одновременно, и данное решение обусловлено в первую очередь желанием сохранить серийное производство «малой кровью»: попытка внедрить единую модель одновременно и в Ростове, и в Арсеньеве обойдется заметно дороже, причем без гарантии результата.
Говоря о многоцелевых вертолетах, можно вспомнить начало поставок Ми-38, весьма перспективной машины с большим потенциалом. Во второй половине 2020-х гг. ожидается появление семейства морских вертолетов нового поколения, создаваемого в рамках проекта «Минога». Они должны заменить вертолеты Ка-27 и его производные на палубах боевых кораблей, а также составить основу авиагрупп перспективных десантных кораблей.
Наиболее серьезные вопросы перед ВКС стоят в части парка небоевых машин. Ситуацию с переоснащением ВВС новыми самолетами-заправщиками и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения можно смело назвать кризисной. Не менее сложная обстановка складывается в части перспектив обновления парка военно-транспортной авиации: поставки Ил-76МД-90А продолжают буксовать, поставки легкого Ил-112 запаздывают уже более чем на 10 лет по сравнению с первоначальными планами, средний транспортный самолет пока не совершил даже первый полет, и, судя по всему, промышленность и вооруженные силы вновь пытаются определить, кто станет его головным разработчиком. Наконец, морская авиация ВМФ РФ рискует остаться без перспективного противолодочного/морского патрульного самолета на замену Ил-38 и Ту-142, ресурс которых не вечен. Быстрое решение этих проблем пока не просматривается даже на горизонте.
ПВО и ПРО: сохранение приоритетов
Переоснащение сил противовоздушной обороны можно назвать одним из светлых пятен российской оборонной промышленности, и очевидно, что эта сфера сохранит приоритетное положение среди прочих сил общего назначения.
В рамках ГПВ 2011-2020 предполагалась поставка 56 дивизионов зенитной ракетной системы С-400. К настоящему времени их получено, судя по открытым источникам, уже 67.
Производство этой системы наверняка продолжится в дальнейшем, учитывая необходимость замены еще достаточно большого числа систем С-300 разных модификаций. Объемы поставок для ВКС РФ, впрочем, скорее всего, снизятся: с учетом уже достигнутых показателей, масштабные закупки больше не требуются. Кроме того, С-400 уже поставляются на экспорт, и число их зарубежных пользователей в ближайшие годы возрастет.
Для ВКС РФ ожидается начало поставок зенитной ракетной системы нового поколения С-500. Исходно предполагалось, что в рамках ГПВ 2011–2020 будет закуплено 10 дивизионов этой системы, однако, судя по всему, сроки реализации этих планов сдвигаются. В 2019 г. еще высказывались ожидания относительно поставок 1–2 дивизионов для войсковых испытаний до конца 2020 года, но пока нет никаких признаков того, что это произойдет. Принимая во внимание уровень сложности системы и ее цену, поставки вряд ли будут масштабными и в новом десятилетии.
Более массовыми должны стать закупки комплекса среднего уровня С-350 «Витязь», который должен заменить в ПВО устаревающие системы средней дальности С-300ПС с ракетами семейства 5В55. Первый комплекс этого типа войска получили в 2020 г., ожидается, что темпы поставок должны возрасти. Наконец, для ВКС продолжатся закупки «Панцирей»: эти зенитные ракетно-пушечные системы малой дальности необходимы для защиты позиций «старших» систем и прикрытия авиабаз. По опыту боевого применения в Сирии и других зонах локальных конфликтов «Панцирь» был усовершенствован и будет поставляться в новой версии «Панцирь-СМ», использующей, в частности, ракеты нового образца двух типов: основную с увеличенной дальностью стрельбы и малогабаритную для борьбы с БПЛА и барражирующими боеприпасами на малых и сверхмалых дистанциях.
Будет совершенствоваться и техника ПВО сухопутных войск, особенно с учетом растущих угроз со стороны беспилотных аппаратов разных типов. Здесь ожидается и появление новых серийных изделий, включая ренессанс зенитной артиллерии, как минимум в виде 57-мм установки «Деривация-ПВО» на шасси БМП-3.
Стратегические перспективы
К программе переоснащения стратегических ядерных сил вопросов меньше всего: их обновление оставалось приоритетом в любой ситуации, а с учетом нарастающей напряженности во взаимоотношениях с США и распадом комплекса «ядерных» договоров это положение сохранится.
Для стратегических ядерных сил России неизбежно продолжатся закупки подвижных грунтовых ракетных комплексов «Ярс». Они постепенно заменяют в составе РВСН комплексы РС-12М «Тополь» постройки 1980–1990-х гг. В 2021 г. ожидается начало развертывания новейшего шахтного ракетного комплекса «Сармат» на замену постепенно выводимым из строя «Воеводам», более известным в мире под индексом НАТО SS-18 mod.5/6 Satan.
На боевое дежурство заступила новая система стратегического оружия с планирующим боевым блоком «Авангард», демонстрационные испытания которой состоялись в конце 2018 г.
Поставки и «Авангарда», и «Сармата», очевидно, не будут масштабными. Про «Авангард» это сказано прямо: до 2027 г. планируется развернуть 12 носителей в составе двух полков. Судя по всему, обе эти системы рассматриваются как предмет торга в рамках новых переговоров о сокращении стратегических вооружений. Их судьба, таким образом, будет определяться в зависимости от мер, которые предпримут США в части совершенствования своей противоракетной обороны, а также развития стратегических наступательных вооружений.
В части морского компонента стратегических ядерных сил продолжится строительство РПКСН проекта 955А. Два ракетоносца этого типа должны быть заложены в 2021 г. В ближайшие годы также предстоит решить вопрос о дальнейшем продлении срока службы РПКСН проекта 667БДРМ как минимум до первой половины 2030-х гг. с заменой на перспективный ракетоносец нового поколения или их списанием к концу 2020-х гг. с заменой на «Бореи» и частичным сокращением. Это наверняка будет зависеть, в частности, от перспектив развития сил общего назначения флота и морской авиации.
Авиационный компонент стратегических ядерных сил будет пополняться за счет возобновления строительства бомбардировщиков Ту-160 в варианте Ту-160М2. Впрочем, их число также не будет большим: первоначальные амбициозные надежды на закупку едва ли не 50 машин новой постройки пока что воплотились в контракт на поставку 10 Ту-160М2, и перспективы его расширения остаются неясными.
***
Помимо указанных боевых систем, в 2020-е гг. должно начаться существенное обновление парка беспилотных аппаратов вооруженных сил, в том числе и поставки ударных БПЛА разных типов.
Еще более существенной задачей будет обновление систем управления и связи — на фоне идущих высокими темпами работ по формированию новой среды боевого управления, фактически, цифрового поля боя на западе, отставание в этой сфере может стать смертельно опасным. В целом же руководству страны предстоит в ближайшие годы найти баланс между оптимальной численностью вооруженных сил, возможностями промышленности, финансовыми ресурсами и внешнеполитическими приоритетами.
… Решение задачи может оказаться неожиданным.