В силу позднего начала развития аналитических и исследовательских центров в регионе одной из центральных проблем африканской дискуссии о международных отношениях стал вопрос применимости современной западной теории международных отношений к процессам, происходящим в Африке. К началу XXI в. в отношении политики региона часто
использовались эвфемизмы вроде «Афро-пессимизм» или «государства в состоянии коллапса».
В академическом сообществе стран второго и третьего мира ученые часто сами видят себя в качестве реципиентов внешнего дискурса
[1]. В таком контексте уместен вопрос: если западная теория, навязанная через колониальный проект, определяет африканскую мысль как следствие и реакцию, то насколько значительны контекстуальные факторы. Иными словами, как меняется восприятие процессов даже с позиций классических западных школ и их интеллектуального империализма через призму африканской политической мысли. По мнению
критиков западных теорий, последние задаются нерелевантными для Африки вопросами, так как основаны на чуждом опыте. В то время, как для Европы крупнейшим потрясением, определившим направление развития теорий международных отношений, стали две мировые войны, то для африканского континента эти события были этапом колониального гнета. Метрополии усилили экономическое давление на свои колонии, активно пользовались природными и человеческими ресурсами региона, в результате чего навредили территориям. Однако надо отметить, что для колоний этот период качественно не отличался от предыдущего. В этом смысле, как
пишет исследовательница из канадского Университета Квин Йоланде Бука, теория международных отношений осмысляет западную историю. К примеру, в своей работе
Politics among nations Ганс Моргентау обозначил, что история Африки началась после Первой мировой войны и, следовательно, регион до нее был «политически пустым пространством»
[2]. Кеннет Уолтц, в свою очередь, писал, что «было бы абсурдным (
ridiculous) конструировать теорию международных отношений, основанную на опыте Коста-Рики и Малайзии»
[3].
Западные теоретики
пытаются вписать африканские политические процессы в европейские концепции. Между тем один из фундаментальных элементов западной теории — государствоцентризм — стал заметным объектом критики с учетом африканского опыта. Как
отмечает Малакиас, более инклюзивный подход позволит теории анализировать взаимодействие негосударственных и субгосударственных акторов, таких как нации, культуры и так далее. Важным аргументом здесь становится
довод о довестфальских формах организации общества, существовавших в Африке в доколониальные времена, которыми пренебрегает мейнстримная западная теория.
Однако если государствоцентричность выступает атрибутом в первую очередь реалистской парадигмы, то это не означает, что либеральная теория представляется уместной для африканских реалий вопреки тезису Барри Бузана и Ричарда Литтла о критике западной теории в лице именно неореализма. Либеральная мысль также была продуктом истории, пренебрегавшей ролью Африки. Георг Гегель в начале своего «Введения в философию истории» прямо
пишет об отсутствии необходимости рассматривать регион и возвращаться к нему в дальнейшем. Такие наблюдения находят прикладное воплощение: так, либеральная парадигма, ставящая в центр человека и продвигающая гуманизм и свободу, долго исключала колонизированные народы. Поэтому в работах Махмуда Мамдани читатель
находит описание языка либерализма как «языка расовой привилегии».
Более того, африканский контекст, по наблюдению исследователей, обесценивает либеральную идеализацию демократии. Во-первых, само понятие становится объектом активного обсуждения в африканской академии: выстроена дихотомия между либеральной и популярной демократией в регионе, ставится под вопрос их определение, которое не может сводиться к электоральной свободе,
пишет Джон Сол. Во-вторых, африканский опыт часто становился доказательством несостоятельности концепции демократического мира и кантовского видения демократий вообще. Наконец, демократический транзит и переход к рыночной модели усугубили социально-экономическую ситуацию в некоторых странах, что заставляет африканских исследователей сомневаться в парадигме политического либерализма. Экономическая зависимость рыночных экономик африканского континента ставит под вопрос нередко абсолютизирующуюся силу рыночной экономики.
Такой пул критики нашел отражение в концепции субальтернативного реализма Мохаммеда Аюба, постулирующего необходимость восполнения лакун элитарной историографии за счет анализа опыта
субальтов — слабых государств. В таком смысле неореализм и неолиберализм
транслируют колониальную эпистемологию привилегий глобального Севера.
На основании приведенных аргументов справедливо заметить, что африканистская критика основана главным образом на левом дискурсе, апеллирующем к справедливости. Вместе с тем это не означает, что теоретики Африканского континента придерживаются марксисткой парадигмы: как
пишут об этом Рональд Чипаике и Матаруст Ноледж, концепция мир-системы видит Африку и другие страны периферии в качестве жертв манипуляций и гегемонии стран ядра, отказывая первым в должной акторности. В итоге репрезентация региона сводится к пространству природных катастроф и жестоких социальных конфликтов, и это находит отражение в западной литературе. Так, Филипп Гуревич, автор
The New Yorker, пишет: «Африканцы создают гуманитарные катастрофы, но не осознанную политику»
[4].