Одними из
ведущих представителей данного подхода являются австралийский профессор Энтони Милнер и малайзиец Сити Мунира Касим. Значимое место в их анализе занимает изучение таких письменных историко-культурных памятников страны, как Повесть о Ханг Туахе (
Hikayat Hang Tuah) и Повесть о Меронг Махавангса (
Hikayat Merong Mahawangsa). В обоих источниках значительное внимание уделяется понятию
kerajaan (королевство, империя, государство)
[5]. Данный термин означает, что основным референтом безопасности является правитель (раджа) и его подданные, а не конкретная территориальная единица с границами и административными учреждениями, что расширяет границы понятия национального суверенитета.
Наряду с этим важную роль в анализе малайзийской внешней политики играет концепция
nama (престиж, статус). Она означает, что малый актор де-факто признает иерархические отношения с более крупным партнером. В данном случае речь идет не о формальной иерархии с точки зрения юридического статуса, а о признании более значимой роли своего партнера на международной арене. В частности, анализ текста Повести о Ханг Туахе позволяет выявить, что во времена Позднего Средневековья (XV в.) правители Малаккского султаната не всегда оказывали сопротивление более крупным партнерам, несмотря на опасность попадания в зависимость. Напротив, малайские тексты показывают, как султаны Малакки использовали инструмент дипломатических миссий для установления более тесных отношений с более влиятельными правителями
[6].
При этом важно проследить риторику, которую использовали правители Малаккского султаната в процессе реализации внешнеполитической деятельности. Так, показателем добровольного принятия статуса «младшего партнера» является неоднократное использование султанами Малакки выражения «великий раджа» применительно к правителю Османской империи. Подобная тональность заявлений наблюдалась и во взаимодействии с Китаем. В частности,
в историко-литературном памятнике средневековой Малайи — «Малайская родословная» (
Sejarah Melayu) — отмечается, что, отправляя дипломатические миссии в Китай, султаны Малакки признали китайского правителя «великим раджей» и добавляли, что никто не может сравниться с ним по величию.
Аналогичным образом развивалось сотрудничество с Сиамом, что находит подтверждение в Повести о Меронг Махавангсе
[7]. Еще в XIII в. бывшие вассалы древнего малайского царства Шривиджая вошли в состав тайского государства Сукотаи, а с середины XIV в. – королевства Аютия. Однако их зависимость носила номинальный характер и не нарушала сформировавшийся там порядок. Они подвергались минимальному вмешательству центра во внутренние дела и не испытывали давления с его стороны. Положение в качестве вассальных земель выражалось в отправке традиционной дани – золотого дерева (
bunga mas) в качестве подтверждения лояльности тайскому королю
[8].
Рост числа дипломатических миссий и использование риторики, подчеркивающей превосходство зарубежных правителей, способствовало получению султанами Малакки особого статуса в отношениях с более влиятельными партнерами (вручение печатей, титулов и т.д.). Это, в свою очередь, конвертировалось в конкретные экономические преимущества. Находчивость, способность гибкого и взаимовыгодного взаимодействия с иностранными правителями, выраженная в категориях
kerajan и
nama, привели к появлению в историческом дискурсе термина
«Pelanduk jinaka» (хитрый азиатский оленек) применительно к внешней политике
Малаккского султаната. Азиатские оленьки, будучи одними из самых мелких копытных, занимают важное место в малайском фольклоре, и нередко используются в качестве примера того, как маленькое животное может одержать верх над более крупными животными, используя ум, навыки и природный инстинкт.
После обретения независимости в 1957 г. малайзийские официальные лица неоднократно упоминали Малайзию в качестве маленькой страны, приводя в пример азиатского оленька. Например, второй премьер-министр страны Тун Абдул Разак подчеркивал, что, несмотря на статус «малой державы», Малайзии удалось внести существенный вклад в трансформацию архитектуры региональной безопасности путем принятия Декларации ЗОПФАН и нормализации отношений с КНР.
В дальнейшем термин «малая держава» приобрел все большую популярность в политическом и экспертном дискурсе. В частности, премьер-министр Наджиб Разак описывал Малайзию, как «ловкую и проворную» страну, ссылаясь на ключевые черты азиатского оленька. В этом отношении малайзийская дипломатия во многом имеет схожие параметры с принятой в Сингапуре в годы холодной войны «доктриной ядовитой креветки». Она подразумевала, что Сингапур является слишком маленькой страной, чтобы предотвратить захват своей территории более крупным соседом. Однако в силу своей неуступчивости и напористости он может сделать военные и материальные затраты на оккупацию чрезмерно высокими для реализации задуманного.
Осознавая ограниченность своих ресурсов, Путраджая добровольно принимает статус «младшего партнера», и не пытается антагонизировать более крупные страны, что позволяет ей извлекать стратегические выгоды. Анализ представленных работ позволяет комплексно выявить специфику внешнеполитического поведения Малайзии в отношении великих держав. В частности, концепции
kerajan и
nama помогают объяснить позицию Малайзии по проблеме Южно-Китайского моря и роли КНР в данном конфликте.
Возвращение Махатхира Мохамада на пост премьер-министра в 2018 г. и вплоть до ухода «Доктора М» из большой политики в феврале 2020 г. способствовало активизации «дипломатии азиатского оленька», которая позволила Малайзии поддерживать не только конструктивные, но и сбалансированные отношения с большинством стратегических партнеров. Наиболее показательным примером в данном отношении служит пересмотр крупных инфраструктурных соглашений с КНР и внешнеэкономической политики Малайзии в целом. Стоит отметить, что после ухода Махатхира с поста премьер-министра в феврале 2020 г. основные внешнеполитические принципы и направления Малайзии не были пересмотрены, и можно утверждать о сохранении приверженности правящей группы страны «дипломатии азиатского оленька».
Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что, несмотря на отсутствие самостоятельной ТМО в Малайзии и превалирующую роль западных концепций, отдельные успешные попытки интегрировать вестфальские категории и традиционные малайзийские подходы при изучении региональных подсистем могут использоваться для анализа особенностей формирования внешнеполитических стратегий малых и средних держав в отношении более крупных партнеров. При этом представленные элементы традиционно становятся объектом критики со стороны представителей западной школы ТМО. В частности, высказываются сомнения по поводу правомерности использования термина «сообщество безопасности» применительно к Юго-Восточной Азии, поствестфальской трактовки термина «национальный суверенитет», феномена азиатских ценностей и формирования коллективной идентичности в ЮВА. Так или иначе, представленные подходы способствуют расширению имеющейся теоретической базы, и в этом заключается их основная заслуга.