Развитие Евразийского экономического союза в 2019 г. ознаменовалось сохранением довольно высоких темпов углубления интеграционных процессов и расширения торгово-экономических отношений на мировой арене. При этом наметились тенденции роста качества интеграционного сближения между странами и формирования имиджа прагматичного и ответственного партнера в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.
В ЕАЭС совершенствуются институты и механизмы регулирования торгово-экономического сотрудничества, снижается число барьеров для обеспечения полной свободы перемещения товаров, услуг, трудовых ресурсов и капиталов на едином таможенном пространстве стран–участниц.
В 2019 г. были
разработаны и внесены изменения по усовершенствованию регуляторных инструментов:
— введены в оборот электронные таможенные декларации, они увязаны с создаваемыми едиными информационными платформами всех стран ЕАЭС;
— изменен порядок зачета таможенных пошлин с использованием системы авансовых платежей (это позволяет существенно ускорить документооборот и сократить время таможенной очистки товаров);
— унифицированы правила начисления и взимания компенсационных и антидемпинговых пошлин;
— конкретизированы термины и полномочия государственных органов, расширены сферы влияния и регулирующее воздействие Евразийской экономической комиссии (далее ЕЭК) в вопросах контроля и исполнения антимонопольных правил ЕАЭС на трансграничных рынках и в целом по ЕАЭС;
— внесены изменения в международные договоры по нормативам распределения полученных сумм таможенных платежей между бюджетами государств–участников (предусматривается установление следующих пропорций: Армения — 1,22%; Беларусь — 4,86%; Казахстан — 6,955%; Кыргызстан — 1,9%; Россия — 85,065%).
Упор на «цифру» В ЕАЭС в 2019 г. активно занимались созданием и совершенствованием цифровой повестки в различных сегментах общего рынка. Разработаны и утверждены проекты по реализации
программы цифровизации, в которой предусмотрен порядок осуществления проектной деятельности по цифровизации консолидированными силами всех участников ЕАЭС.
В частности, для облегчения документооборота, ускорения таможенных процедур и облегчения предпринимательской деятельности в ЕАЭС принято
решение по унификации правил и формата функционирования «единого окна». Это может стать платформой систем электронного обмена информацией, взаимодействия с лицензионной и регулирующей системой для всех участников рынка ЕАЭС, независимо от страны происхождения.
Также
принята Концепция о трансграничном информационном взаимодействии, которая создает правовую основу для информационного обмена субъектов рынка ЕАЭС и может быть использована в будущем как платформа развития рынка информационных услуг.
Программа цифровой повестки распространяется и на реальный сектор экономики, что предусмотрено реализацией
проекта по промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий. Предполагается развитие системы электронных контрактов между промышленными предприятиями. Реализации этого проекта должен способствовать консультационный орган — Совет промышленной политики.
Единые отраслевые рынки В 2019 г.
принята Концепция о формировании общего финансового рынка ЕАЭС, которая предусматривает свободный взаимный доступ банковских и страховых структур на национальные рынки (регламентация процессов унификации и гармонизации правил и механизма выдачи лицензий, их взаимное признание). Это позволит усилить конкуренцию на рынке банковских услуг, страхования, расширить спектр доступных финансовых услуг, простимулирует переливы капиталов и инвестиционную активность.
Сложность и масштабы преобразований, необходимых для создания общего банковского рынка, секторов страхового рынка и рынка ценных бумаг обусловливают длительный подготовительный период для согласования, унификации и гармонизации макроэкономических критериев, нормирования показателей, чтобы обеспечить устойчивость финансового сектора и страхования, законодательной базы до 2025 г., а после будет дан старт переходной модели функционирования общего финансового рынка.
Энергетика всему голова Стартовала работа переходной модели общего рынка электроэнергии ЕАЭС. Важная деталь формирования концепций интеграции рынков энергоносителей заключается в отказе от цели создания единого рынка для всех видов энергоресурсов в ходе переговоров при согласовании положений союзного Договора и закрепление в нем формата общего рынка (ОЭР) в качестве целевого ориентира интеграции для сектора энергоресурсов.
ОЭР ЕАЭС предполагает свободное ценообразование на электроэнергию и услуги по ее передаче с использованием следующих механизмов: договорные цены по долгосрочным контрактам между независимыми друг от друга компаниями, установленные с учетом равновесной цены общего рынка и закрепленные в контрактах, и свободное ценообразование на биржевых площадках.
Торговля организована с использованием электронных систем по своп контрактам, форвардам и фьючерсам, и единой информационной системы (ЕИС), доступной для всех оптовых участников рынка. Однако только уполномоченные организации наделены правами заключать сделки долгосрочного характера и определять объемы выставляемых на торги излишков электроэнергии.
До начала функционирования рынка газа предусмотрено регулирование нижних и верхних границ цен на реализуемые излишки электроэнергии и тарифы на услуги в пределах внутренних цен. Это значит, что «свобода» ценообразования на электроэнергию и услуги изначально формируется по условиям и в пределах производственного, ресурсного, технического и технологического потенциала национальных естественных монополий, а на общем рынке она лишь корректируется в зависимости от имеющегося спроса и предложения на конкретный момент времени.
Это переходный формат функционирования ОЭР ЕАЭС, он полностью вписывается в интеграционную модель трансграничного торгового сотрудничества, предполагающую достижение поставленных целей общего рынка за счет наращивания торговых объемов и обеспечения равного допуска к услугам и инфраструктуре национальных монополистов.
Таким образом, развитие евразийской интеграции позволило сохранить в ЕАЭС в 2019 г. рост положительного влияния интеграционных процессов на стабильность макроэкономической ситуации в государствах–участниках и степень макроэкономической конвергенции. В результате применения единого таможенного тарифа Таможенного кодекса ЕАЭС и расширения перечня имплементированных всеми странами положений технических регламентов происходит ускоренное сближение условий функционирования товарных рынков и создания равных условий конкуренции для всех субъектов общего рынка стран ЕАЭС. Что позволяет сдерживать снижение темпов роста, прогнозируемое на мировых рынках в 2019 г. еще в начале года.
Унификация правил торговли товарами и услугами на общем рынке в ЕАЭС в течение 2019 г. позволила сохранить более низкие темпы падения взаимной торговли в стоимостном измерении внутри Союза по сравнению с темпами снижения внешней торговли с третьими странами. Сокращение объемов взаимной торговли в январе–сентябре 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. составило 1,3% против 2,5% снижения объемов внешней торговли с третьими странами.
Положительные
темпы роста взаимной торговли демонстрировали Армения (6,4%) и Беларусь (3,5%), в остальных странах наблюдалось снижение торгового оборота около 3% в среднем. Как и в предыдущие годы, драйверами взаимной торговли были минеральное сырье — 26% от всего объема взаимной торговли в ЕАЭС, машины, оборудование и транспортные средства — 20% (основными поставщиками оставались Россия и Беларусь), сельскохозяйственное сырье — 15%, металлы и изделия — 13% и продукция химической промышленности —12%.
По расчетам ЕЭК, динамика взаимной торговли в сопоставимых ценах (по индексу физического объема поставок) демонстрирует сохранение объемов торговли на уровне 2018 г. и снижение цен на 1,5, что обусловило падение стоимостного показателя объемов взаимной торговли. Следовательно, фактор влияния евразийской интеграции сохраняет положительные эффекты и может быть усилен посредством интенсификации интеграционных процессов.
Потенциал расширения торгового сотрудничества обеспечивается увеличением круга партнеров по преференциальному режиму экономического сотрудничества. В 2019 г. в ЕАЭС была продолжена работа по развитию международного сотрудничества:
вступило в силу Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР. Подписаны соглашения о сотрудничестве с Сербией и Сингапуром и меморандумы о сотрудничестве с Индонезией, подписана декларация о партнерстве с Тихоокеанским альянсом; началась подготовка по согласованию условий договоров о партнерстве по ранее подписанным меморандумам о сотрудничестве с Африканским союзом, Бангладеш, Аргентиной, с Экономической и социальной комиссией Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Агентством Глобальной номенклатуры медицинских изделий.
Активность ЕАЭС на международной арене свидетельствует о большом потенциале его развития, его признания как самостоятельного субъекта международных отношений.