Юго-Восточная Европа сегодня. Ближайшие перспективы развития
Положение государств Юго-Восточной Европы, как и отмечалось в прогнозе А. Пивоваренко, сегодня во многом продолжает определяться проблематикой отношения внеблоковых стран к процессу евроатлантической интеграции. В этом ключе по-прежнему значительное влияние на ситуацию оказывает взаимодействие России и Запада. Серьезную активизацию на Балканском направлении можно видеть как со стороны европейских государств и Евросоюза в целом, так и со стороны США. Россия, опираясь в большей степени на сотрудничество в экономической и гуманитарной сферах, также усилила свое присутствие в регионе. Однако Балканы в наши дни остаются точкой притяжения и для других игроков. Все больший интерес проявляют Турция, Китай и государства Персидского залива. В связи с этим нелишним будет подтвердить тезис воздействия внешнего фактора на ситуацию в регионе.
Одновременно мы можем наблюдать и активизацию внутренних факторов, определяющих обстановку в Юго-Восточной Европе. В этом ряду стоит упомянуть и кризис властных элит, который в той или иной степени затрагивает сегодня все государства региона. Не утихают и старые этно-конфессиональные противоречия, сопровождающиеся радикализацией отдельных элементов религиозного сообщества. Вместе с тем наблюдается и обострение социальных проблем, вызванных нерешенностью экономических задач и выражающихся в оттоке трудоспособного населения и высоком уровне безработицы.
Обстановка на Балканах в значительной степени была предсказана в рамках так называемых «сценариев стабилизации и дестабилизации» ситуации в регионе.
Сценарии стабилизации: 2016–2019 гг. Стабилизация на Балканах в широком смысле подразумевает нормализацию отношений стран региона как друг с другом, так и с внешними игроками. При этом ключевым положением такого сценария в прогнозе называлось урегулирование кризиса Россия-Запад. В рамках региона этот кризис выражался в сложной связке взаимоотношений между балканскими странами, евроатлантическими устремлениями некоторых политических элит и стоящими за ними западными державами, и Россией, опирающейся на традиционные культурно-конфессиональные связи и экономическое сотрудничество.
Сценарий стабилизации в политическом плане во многом оправдался. Прежде всего, снизился накал противостояния между Москвой и Западом. В контексте балканских сюжетов это проявляется в попытках некоторых местных политических элит, ориентированных на евроатлантическую интеграцию, нормализовать отношения с Москвой. В частности, речь идет о Черногории, которая после событий 2016 г. (
попытка «пророссийского переворота агентами ГРУ») вплоть до последнего времени на официальном уровне занимала откровенно антироссийскую позицию. Подгорица официально присоединилась к режиму санкций, а президент страны Мило Джуканович в своих выступлениях неоднократно апеллировал к российской угрозе. И хотя такая риторика была прежде всего
направлена на борьбу с местной просербской антинатовской оппозицией, которую власти обвинили в связях с российскими спецслужбами, отношения с Россией были надолго подорваны.
На фоне нежелания Брюсселя углублять европейскую интеграцию, а также в ключе нестабильной позиции Вашингтона, Подгорица, испытывающая экономические сложности и сотрясаемая политическими скандалами, в последние месяцы активно пытается наладить отношения с Москвой, посылая ей дружеские сигналы.
Свою роль в стабилизации Балкан играет и активизация переговоров по косовской проблеме. Попытки сближения Белграда и Приштины при посредничестве ЕС в 2018 г. провалились. Однако именно тогда был создан серьезный задел для их продолжения в будущем. В частности, сегодня всерьез обсуждается возможный обмен территорий между Косово и Сербией, что могло бы стать потенциальной основой для достижения будущих договоренностей.
Более того, на фоне прошедших в Косово парламентских выборов о своем интересе в возобновлении переговоров громко заявили и Соединенные Штаты, которые отправили на Балканы своего спецпредставителя Мэтью Палмера. В начале ноября 2019 г. он провел
встречу с президентом Сербии А. Вучичем, достигнув его принципиального согласия на продолжение переговорного процесса.
Тем временем, косовский вопрос нашел свое развитие и в рамках отношений Приштины и Подгорицы. Несмотря на активное сопротивление правой оппозиции, косовско-черногорское соглашение о разграничении, подписанное еще в 2015 г., в марте 2018 г. было, наконец,
ратифицировано косовским парламентом.
Свое отражение в нынешних стабилизационных процессах нашли и прогнозы в области экономики, энергетики и коммуникаций. Речь в первую очередь идет о заключении соглашений между балканскими странами, а также Турцией и Россией по вопросу прокладки газопровода в рамках «Турецкого потока», первый этап строительства которого уже завершился. Этот проект получил название «Балканский поток». В соответствии с достигнутыми
договоренностями, уже достроенная ветка из Краснодарского края через Черное море пройдет по европейской территории Турции до болгарской границы, откуда, пересекая Болгарию, она будет доведена до сербской территории, где повернет в сторону Венгрии. По состоянию на конец октября 2019 г.
сдана первая очередь «Балканского потока». Более того,
ведется речь и о возможном подключении Греции к проекту. Все это позволило
заговорить о потеплении российско-болгарских отношений (которое оказалось весьма недолгим), а также о получении Россией дополнительной опоры для своего влияния в регионе.
Тем не менее, Россия остается далеко не единственным игроком в энергетическом секторе Юго-Восточной Европы. С завершением строительства в 2018 г. Трансанатолийского газопровода, доставляющего газ из Прикаспийского региона через территорию Турции в Грецию, активизировался проект
Трансадриатического газопровода, принадлежащего азербайджанским, бельгийским, британским, итальянским, испанским и швейцарским инвесторам. По состоянию на
сентябрь 2019 г. он завершен почти на 90%.
Таким образом, как и было спрогнозировано, Юго-Восточная Европа стала важнейшим транзитным регионом для международных энергетических проектов. При этом участие в таких проектах не только России, но и других стран-экспортеров газа, а также потенциальных бенефициаров третьих стран позволяет говорить о диверсификации поставок газа в регион. Отсутствие доминирующего поставщика газа, безусловно, стабилизирует обстановку в Юго-Восточной Европе.
Еще одним важным фактором стало усиление роли Турции на балканском направлении. Анкара значительно
укрепила здесь свои позиции, усилив сотрудничество сразу по нескольким направлениям, в частности, благодаря взаимодействию с Белградом, осуществляемое через Совет сотрудничества высокого уровня (
ССВУ) напрямую между лидерами двух государств.
Подписав с сербами ряд соглашений, охвативших различные сферы сотрудничества, от экономики и образования до обороны и современных технологий, Анкара
профинансировала строительство автотранспортной магистрали между Белградом и Сараево, а также открыла несколько предприятий на территории Сербии. Благодаря расширению положений Соглашения о свободной торговле между странами была
создана серьезная база для роста товарооборота.
Аналогичным образом Анкара работает и со своими традиционными подопечными в регионе – Боснией и Герцеговиной (БиГ) и Албанией, глубокое взаимодействие было также налажено и с Македонией. Все это позволяет Турции осуществлять и свое политическое влияние: страны Балканского региона охотно выдают Анкаре беглых «гюленистов», которых Р. Эрдоган обвиняет в попытке государственного переворота 2016 г.
Особо выделяется инвестиционная политика Китая. Пекин принял
активное участие в ряде крупных инфраструктурных и энергетических проектов на Балканах. Наибольшее количество инвестиций Поднебесная
концентрирует в Сербии, что уже сегодня оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в стране. Некоторое беспокойство может быть вызвано увеличением долговой нагрузки стран региона перед кредиторами из Китая. Тем не менее о полном экономическом подчинении Балкан говорить рано: крупнейшим донором, а также инвестиционным и торговым партнером Юго-Восточной Европы
остается Евросоюз.
Подтверждается и спрогнозированная центральная роль Сербии в международных экономических контактах всего региона. Выделяется и усиление роли ЕАЭС на Балканах. Подписание соглашения о Зоне свободной торговли между ЕАЭС и Сербией должно не только увеличить сербский экспорт, но и обеспечить доступ в регион возможным инвестициям со стороны стран союза. Соглашение дает понять Западу, Турции и Китаю, что Сербия готова к сотрудничеству по всем направлениям.
Белград проявляет прагматическую позицию и в отношении военно-политического сотрудничества. Были
активизированы контакты как с Россией (Российско-Сербские учения «Славянский щит-2019», закупка вооружений), так и со странами блока НАТО (американо-болгаро-сербские учения «Шабла-2019»). Такая позиция позволяет Белграду лавировать между двумя конфликтующими военными блоками, не отдавая предпочтения ни одной из сторон. В контексте противостояния Россия – Запад это способствует стабилизации ситуации во всем регионе.
В рамках стабилизационного сценария оправдался и прогноз на сближение Польши с Хорватией и Румынией, а также с Болгарией и Словенией. В этом плане ключевую роль играет проект «Троеморья», запущенный на первом саммите стран–участниц еще в 2016 г. Несмотря на отсутствие конкретных результатов, «Троеморье» определенно утвердилось как возможная площадка для консолидации государств Восточной, Юго-Восточной и Южной Европы для решения экономических и военно-политических задач.
Сценарии дестабилизации: 2016–2019 гг. К счастью, можно говорить о том, что дестабилизационный сценарий, который был указан как маловероятный, не получил развития в регионе. Тем не менее сбылись некоторые прогнозируемые кризисные тенденции.
Основной проблемой в этом ключе сегодня
видится возвращение бывших членов террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена на территории Российской Федерации) в страны своего проживания, в частности, в Боснию и Герцеговину, Албанию и непризнанную республику Косово. Это уже сегодня создает очаги напряженности в преимущественно мусульманских районах Балкан. Не добавляет энтузиазма и
позиция Евросоюза.
Серьезное влияние на дестабилизацию региона оказала и деградация политических режимов в некоторых балканских странах. В 2018–2019 гг. по Сербии, Черногории, Албании и Косово
прокатилась волна массовых демонстраций. Основными лозунгами протестующих стали требования отставки правительства и президента, независимости для средств массовой информации, а также обвинения правящих элит в давлении на оппозицию и связях с криминальными структурами. Поводом для начала выступлений послужили резонансные коррупционные скандалы, а также нападения на журналистов и деятелей оппозиционных партий. Однако причина кроется в другом: местная общественность устала от бесконечных обещаний властей улучшить социально-экономическое положение населения.
Еще одной проблемой региона стала «пробуксовка» процесса евроинтеграции. Официальные представители ЕС неоднократно заявляли о возможности расширения Союза за счет Албании, Македонии, Сербии и Черногории лишь за счет глубоких институциональных реформ, направленных на демократизацию местного сообщества, декриминализацию правящих элит и стабилизации экономического развития. Однако последние события заставили многие страны региона усомниться в искренности европейских чиновников.
Показательна в этом плане ситуация с Македонией. После многолетних греко-македонских переговоров в июне 2018 г. было заключено
Преспанское соглашение, согласно которому Македония была переименована в Республику Северная Македония. Урегулирование спора с Грецией должно было открыть Македонии путь в ЕС и НАТО, однако последний саммит Евросоюза, во многом из-за позиции Франции, констатировал отказ от дальнейшей евро-интеграции региона. Аналогичное решение было принято и касательно Албании.
Сегодня в ЕС ведутся разговоры о поиске иного формата взаимодействия с не входящими в Союз государствами Западных Балкан, окончательное решение по которому будет принято только в мае 2020 г. Евросоюз теряет свои позиции в регионе, что, безусловно, может оказать дестабилизирующее воздействие на Балканы.
В этом ключе особую актуальность приобретает и упомянутая в прошлых прогнозах проблематика «национальных проектов». Особую опасность в себе несет идея об обмене территориями между Косово и Сербией. Это может создать
прецедент, при котором Косово и Албания начнут процесс «собирания территорий» с албанским населением, что ставит под угрозу территориальную целостность Черногории, Сербии и Македонии. Призывы создать Великую Албанию уже довольно давно доносятся из Приштины и Тираны.
Очаг напряженности сложился в последнее время в соседней Боснии и Герцеговине. Страна уже больше года не может сформировать правительство. Ключевой пункт разногласий заключается во вступлении БиГ в НАТО, против которого выступает один из двух ее энтитетов, Республика Сербская (РС). Позиция сербского члена Президиума БиГ, М. Додика, ужесточилась, когда была опубликована декларация главной мусульманской партии страны, Партии демократического действия, в которой, помимо всего прочего, утверждалась унитаризация государства. Официальные власти Республики Сербской поспешили
заявить, что любые действия мусульман в этом направлении могут привести к выходу РС из состава БиГ. Ситуация относительно стабилизировалась лишь к концу 2019 г., когда стороны подписали так называемую «Программу реформ» и договорились о формировании совета министров, однако общее положение остается весьма нестабильным.
На этом фоне накалилась и военно-политическая обстановка, вместе с тем в последние годы с новой силой зазвучали требования хорватов предоставить им полноценную автономию в стране, что сопровождались
открытием в Брюсселе самостоятельного представительства хорватских кантонов.
Ближайшие перспективы Сегодня мы можем говорить об установлении полноценной многовекторной модели развития региона. С некоторым ослаблением традиционной роли ЕС на Балканах прочно утвердились и другие мощные игроки. В связи с этим стоит ожидать развития ситуации по следующим основным направлениям.
Во-первых, в обозримой перспективе Балканы имеют достаточно хорошие шансы добиться высоких темпов роста региональной экономики. Толчком для этого должны послужить международные инфраструктурные и энергетические проекты, развивающиеся сегодня в регионе. В наиболее выгодном положении находится Сербия. «Балканский поток» обеспечит поступление более дешевого газа, что вкупе с увеличением экспорта в рамках Зоны свободной торговли с ЕАЭС, а также углублением экономического сотрудничества с Турцией может привлечь в страну серьезные инвестиции. Развитие сети автотранспортных магистралей также должно способствовать этому процессу.
Аналогичный эффект может иметь и развитие газотранспортных проектов в Албании и Болгарии. Стоит ожидать и активизации Северной Македонии на этом направлении, тем более что руководство страны
заявляло о своем желании присоединиться к «Турецкому потоку» еще в 2015 г.
В меньшей степени в этом плане будут задействованы Хорватия и Босния и Герцеговина. Тем не менее БиГ наверняка получит свою выгоду от будущей автомагистрали Белград-Сараево, к тому же стоит ожидать и продления этого проекта вплоть до хорватской границы.
Роль Турции в регионе, очевидно, будет возрастать. Однако наиболее драматичные изменения стоит ожидать в плане усиления роли Китая в экономическом развитии Юго-Восточной Европы. Не исключено, что в обозримом будущем мы сможем наблюдать прямое столкновение экономических интересов Поднебесной и Евросоюза на Балканских просторах.
Во-вторых, стоит констатировать, что в военно-политическом плане Юго-Восточная Европа рискует столкнуться с некоторыми серьезными вызовами. Продолжение устремления Балкан в НАТО, углубление национально-политических противоречий вкупе с продолжающимся противостоянием Россия – Запад ставят перед регионом задачу поиска путей стабилизации ситуации.
Наибольшее беспокойство вызывает обстановка в Боснии и Герцеговине, а также в Косово. Тем не менее говорить об открытых военных столкновениях все же не приходится: регион сегодня находится в центре внимания мировых держав, к тому же еще свежи в памяти события 1990-х –начала 2000-х гг.
В ближайшей перспективе стоит ожидать активизации ЕС в регионе, который попытается найти новые модели взаимодействия с не входящими в союз Балканскими государствами.
Возникшие лакуны и очаги напряженности, безусловно, требуют более пристального внимания России, политику которой на Балканах сегодня можно охарактеризовать как «сосредоточение» в процессе поиска и определения своих стратегических интересов в Юго-Восточной Европе в целом. Стоит ожидать усиления сотрудничества Москвы с регионом, особенно в энергетическом ключе.
К тому же конкретные результаты сотрудничества ЕАЭС и Сербии могут создать позитивный прецедент и для других балканских государств.